«ВЭБ-лизинг» будет объединен с основным бизнесом «ВЭБ.РФ»
Это должно сократить операционные издержки и улучшить управляемостьЛизинговый бизнес «ВЭБ.РФ», который работает под брендом «ВЭБ-лизинг», будет объединен с самой госкорпорацией, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к компании, знакомый председателя «ВЭБ.РФ» Игоря Шувалова и подтвердил федеральный чиновник. Такое решение уже принял наблюдательный совет, знают они.
ВЭБ как институт развития не считает лизинг приоритетной задачей, знает позицию Шувалова его знакомый. Но от розничного бизнеса (автолизинг. – «Ведомости») ВЭБ планирует отказаться, а остальные контракты передать в ВЭБ, добавляют собеседники «Ведомостей». Фактически ВЭБ закрывает лизинговую «дочку» за ненадобностью, говорит чиновник. Ранее о реформе лизингового бизнеса ВЭБа сообщал РБК.
«ВЭБ-лизинг» останется юрлицом, ликвидации не будет, но сотрудники компании полностью интегрируются в процессы и структуру «ВЭБ.РФ», рассказал «Ведомостям» представитель госкорпорации. «Баланс номинально оставят, чтобы избежать путаницы, но кредитный процесс, оценка рисков будут переданы в банк – фактически лизинг станет одним из продуктов корпорации развития», – говорит человек, близкий к «ВЭБ-лизингу». Функции будут централизованы в «ВЭБ.РФ» для повышения управляемости и оптимизации операционных расходов, передал через представителя гендиректор «ВЭБ-лизинга» Артем Довлатов.
Может сократиться и штат (сейчас в компании работает более 430 сотрудников). Будут сокращены дублирующие функции, что позволит высвободить ресурсы, говорит представитель «ВЭБ.РФ», все преобразования закончатся в середине 2019 г.
Проблемный лизинг
Еще в 2014 г. «ВЭБ-лизинг» был крупнейшей компанией на рынке: портфель его контрактов достигал 788,6 млрд руб. (данные RAEX). С тех пор он сократился до 374 млрд руб., и в 2018 г. «ВЭБ-лизинг» занимал уже шестое место по приросту бизнеса в рейтинге RAEX, четвертое – по портфелю контрактов. Впервые крупные убытки компания получила в 2015 г. – на 3,9 млрд руб., а к 2017 г. они выросли уже до 95,7 млрд руб., следует из отчетности компании. Тем не менее по МСФО чистая прибыль компании за первое полугодие 2018 г. превысила 30 млрд руб., прогноз по итогам 2018 г. позитивный, говорит представитель «ВЭБ.РФ». А снижение темпов прироста бизнеса запланировано и связано со сменой стратегии развития лизинга в группе «ВЭБ.РФ», говорит представитель госкорпорации.
Убытки были связаны с качеством портфеля «ВЭБ-лизинга», объясняет аналитик компании «Национальные кредитные рейтинги» Александр Проклов.
Новое руководство ВЭБа лизинговой «дочкой» было недовольно, рассказывает руководитель другой лизинговой компании: «ВЭБ-лизинг» должен быть мощной структурой, у которой активно растет портфель, ресурсов достаточно, помешало некачественное управление, считает он. Претензии к нему были и у новой команды ВЭБа. В середине 2018 г. «ВЭБ-лизинг» даже обращался в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции УВД по Центральному административному округу Москвы с просьбой проверить бывшего гендиректора компании Вячеслава Соловьева и еще четырех бывших сотрудников на причастность к махинациям с лизинговыми средствами на 298 млн руб., писал РБК. Представитель «ВЭБ.РФ» не комментирует результаты проверки.
Планы на будущее
Теперь лизинг будет развиваться в двух направлениях, рассказывает представитель «ВЭБ.РФ»: поддержку получит отечественное машино-, судо- и авиастроение – долгосрочные проекты развития экономики и промышленности, а также проекты городской экономики (городская инфраструктура).
Остальной лизинговый портфель к 2024 г. вырастет вдвое по сравнению с текущим значением – примерно до 500 млрд руб., говорит представитель госкорпорации. Но просто так вырасти на рынке в два раза, конкурируя с другими структурами, будет сложно, скептична замдиректора АКРА Ирина Носова.
До сих пор «ВЭБ-лизинг» выходил на конкурсы наравне с другими крупнейшими игроками, говорит гендиректор одной из лизинговых компаний. Но в отличие от других крупнейших лизинговых компаний, Сбербанка и ГТЛК, «ВЭБ-лизинг» в основном исполняет контракты, связанные с государством, говорит топ-менеджер другой компании. Например, в феврале «ВЭБ-лизинг» подписал соглашение о намерении профинансировать проект чартерных корпоративных перевозок по России на базе самолетов SSJ100. Весной 2018 г. «Роснефть», Внешэкономбанк и «ВЭБ-лизинг» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по лизинговым сделкам на сумму до 400 млрд руб.
«ВЭБ.РФ» может получить выгоду от такого решения, считает аналитик Fitсh Антон Лопатин: если произойдет синергия, госкорпорация сможет сэкономить на операционных расходах, ускорить некоторые процессы. Основная задача ВЭБа – поддерживать экономику, в том числе и через лизинг оборудования, а бизнес в рознице второстепенен, заключает он.