Минфин готовит реформу госзакупок

Их сложная процедура может помешать выполнить нацпроекты Владимира Путина
Контрактная система сложна и недостаточно гибка и, чтобы реализовать национальные проекты, ее нужно донастроить, приводит Минфин слова Силуанова
Контрактная система сложна и недостаточно гибка и, чтобы реализовать национальные проекты, ее нужно донастроить, приводит Минфин слова Силуанова / Андрей Гордеев / Ведомости

Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов поручил Минфину и Федеральному казначейству радикально упростить процедуру госзакупок. Контрактная система сложна и недостаточно гибка и, чтобы реализовать национальные проекты, ее нужно донастроить, приводит Минфин слова Силуанова.

В последние годы государство ужесточало контроль за своими закупками: вводило новые штрафы, сокращало сроки расчета, установило казначейский контроль. В итоге бюрократическая нагрузка стала слишком большой, рассказывает руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов, хотя требуемые документы часто не делают закупки более прозрачными и не помогают бороться с коррупцией. Например, не ясно, зачем нужны дублирующие друг друга план закупок и план-график закупок, говорит он. Можно бесконечно ужесточать закон, но в этой гонке все забыли, что госзакупки – это инструмент обеспечения потребностей государства и механизм должен быть удобным, согласен региональный чиновник, курирующий управление контрактной системы региона.

Экономить бюджетные деньги усложнение системы тоже не помогает. За I–III кварталы 2018 г. было заключено госконтрактов на 4,7 трлн руб., 52,4% контрактов досталось единственному поставщику, а сэкономленная на закупках сумма сократилась на 23% по сравнению с тем же периодом 2017 г., следует из данных Минфина.

Критикует систему закупок и Счетная палата. В 2018 г. исполнение федерального бюджета было самым плохим за 10 лет, говорится в ее отчете об исполнении бюджета: не было потрачено 785,8 млрд руб. (4,5% всех расходов) – в 1,3 раза больше, чем в 2017 г. Остатки бюджетных ассигнований, которые могут быть потрачены уже в 2019 г., выросли в 1,5 раза до 579,7 млрд руб. Сроки проведения конкурсных процедур слишком затянуты, а контракты поздно заключаются, объясняют ­аудиторы в докладе.

Есть и другая причина – сложившаяся практика увеличивать расходы бюджета только в конце года, в результате регионы и ведомства просто не успевают потратить деньги, пишет Счетная палата.

Ведомства и регионы экономят до конца года, поскольку не понимают, какими будут расходы на весь год, а дополнительные средства получают лишь в конце года, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Рост неисполненных бюджетных ассигнований связан с изменением механизма предоставления бюджетных средств, говорит представитель Минфина: остатки ассигнований можно перенести на следующий год и ведомствам с регионами не нужно стремиться израсходовать деньги до конца года.

Проблема и в общей плохой бюджетной дисциплине, считает федеральный чиновник. Почти 12% нормативных актов, нужных для выполнения бюджета, было принято с опозданием на 90–317 дней, указывает Счетная палата. В итоге отдельные компании не получили вовремя субсидии. Нужно утверждать перечень актов, необходимых для исполнения федерального бюджета, закреплять в них ответственных исполнителей, предлагает Счетная палата. А ведомствам и регионам аудиторы рекомендуют улучшать качество планирования с учетом реальных потребностей.

Контрактная система сложна и недостаточно гибка и, чтобы реализовать национальные проекты, ее нужно донастроить, приводит Минфин слова Силуанова