Развитие рыночной экономики мешает КНДР строить социализм

Почувствовавшие вкус денег корейцы больше не хотят быть дешевой рабочей силой
Северокорейские СМИ рассказывают о том, как тысячи студентов-патриотов усердно трудятся на строительстве Самджиёна
Северокорейские СМИ рассказывают о том, как тысячи студентов-патриотов усердно трудятся на строительстве Самджиёна / Song Kyung-Seok / Reuters

Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын уделяет большое внимание развитию экономики и повышению уровня жизни в стране. Поэтому на предстоящей встрече с президентом США Дональдом Трампом в феврале он попытается договориться об отмене санкций.

Но в то же время Ким хочет реализовать грандиозные строительные проекты, которые должны стать «социалистической утопией», пишет Reuters. Один из главных – строительство в горах города Самджиён, где к концу 2020 г. должны появиться новые апартаменты, отели, горнолыжный курорт, а также коммерческие и культурные учреждения.

Проблема в том, что для реализации таких проектов Пхеньяну нужна дешевая рабочая сила, а находить ее в последние годы стало труднее из-за развития в стране рыночной экономики.

Молодежные бригады

Ким регулярно посещает Самджиён, чтобы контролировать ход работ, а местные СМИ рассказывают о том, как тысячи студентов-патриотов усердно трудятся на стройке, несмотря на суровые погодные условия и просьбы бригадиров поберечь свое здоровье. Такие молодежные бригады были созданы еще первым лидером КНДР Ким Ир Сеном для строительства автомобильных и железных дорог, электросетей и другой инфраструктуры. По оценкам сеульской правозащитной организации Open North Korea, общая численность таких бригад насчитывала 400 000 человек в 2016 г.

Однако местные СМИ сильно преувеличивают лояльность молодежи, рассказали Reuters бежавшие из страны корейцы и бывшие участники таких бригад. По их словам, молодые люди работают по несколько лет более 12 часов в сутки, не получая жалованья и плохо питаясь, чтобы повысить шансы поступить в университет или вступить в Трудовую партию Кореи. «Если бы не членство в партии или образование, которые затем помогут получить более хорошую работу, никто бы туда не пошел, – утверждает беженец Чо Чонхви (цитата по Reuters). – Но в наши дни можно заработать гораздо больше денег на рынках. В основе этих бригад лежит лояльность, но чего можно ждать от людей, познавших вкус денег?»

Условия труда на стройках социализма столь тяжелы, что многие рабочие пытаются бежать, рассказывают Чо и другие сбежавшие оттуда люди. По их словам, теперь те, у кого есть деньги, могут избежать работы в таких бригадах, оплатив поставки материалов на стройку, дав взятку бригадирам или заплатив кому-то, чтобы этот человек заменил их. Поэтому сейчас там в основном работают малообеспеченные и не имеющие связей люди, отмечает Фил Робертсон из Human Rights Watch.

Недовольство людей принудительным трудом отрицательно сказывается на качестве работы, утверждают беженцы. По словам одного из них, в январе строительство в Самджиёне пришлось приостановить из-за проблем с безопасностью. «Северная Корея не может завершить такой крупный проект без этих бригад, вот почему она пытается мобилизовать людей через государственные СМИ, – говорит Чо. – Но в реальности все больше людей будут бежать, а в зданиях будет появляться все больше трещин».

Миссия Северной Кореи при ООН не ответила на запросы Reuters о комментарии.

Вьетнамская модель

Санкции США усиливают давление на почти изолированную экономику Северной Кореи. Поэтому Ким после прихода к власти в 2011 г. постепенно начал проводить рыночные реформы, которые привели к появлению частных предприятий, рынков, росту зарплат в частном секторе. Хотя это почти не освещалось государственными СМИ, чтобы не поставить под сомнение приверженность руководства страны идеологии деда и отца Кима, говорил Financial Times живший в Пхеньяне профессор Андрей Ланков.

Несмотря на предпринятые Кимом реформы, серьезные ограничения мешают развитию рынка, утверждает Андрей Абрахамян из Asia Pacific Research Centre при Стэнфордском университете. В частности, необходимо создать систему, позволяющую официально владеть недвижимостью, и снизить контроль за приезжающими иностранцами, чтобы привлечь зарубежные инвестиции, отмечает он.

Предполагается, что Северная Корея может выбрать модель Вьетнама, который в феврале примет второй саммит Кима и Трампа. Тот тоже был бедной социалистической страной, конфликтовавшей с США, но благодаря экономическим реформам его ВВП вырос почти в пять раз с 1986 г., при этом правящая коммунистическая партия осталась у власти.

Но чтобы пойти по пути Вьетнама, Северной Корее потребуются серьезные политические реформы, которые дадут людям больше свобод, пишет Reuters. «Когда вся власть находится в руках одного человека, высок риск ошибок при принятии решений, – приводит агентство мнение бывшего председателя центробанка Вьетнама Као Си Кима, активно реформировавшего денежную политику страны в 1989–1997 гг. – Мы должны были смириться с частичной потерей власти».