Сделка ОПЕК+ подкосила российскую промышленность
Начало года не задалось для индустрииВ январе промышленное производство показало самый слабый с декабря 2017 г. результат. Выпуск вырос всего на 1,1% в годовом сравнении, отчитался Росстат. Обрабатывающая промышленность и вовсе перешла к спаду – на 1%. Рост производства последовательно замедлялся – с 3,7% в октябре до 2% в декабре 2018 г. Темпы добычи сырья падали, а обрабатывающая промышленность ноябрь и декабрь завершила и вовсе с нулевым результатом. В целом за 2018 г. выпуск вырос на 2,9%. Ухудшение в нескольких отраслях, в том числе в нефтепереработке, развернуло тренд в обрабатывающей промышленности еще во второй половине 2018 г., пишут аналитики ЦБ в бюллетене «О чем говорят тренды» (может не отражать официальную позицию регулятора). А налоговый маневр в нефтяной отрасли только увеличивает неопределенность, указывают они.
Замедление ожидаемое, констатирует замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников: в декабре участники соглашения ОПЕК+ решили сократить добычу нефти с января 2019 г. еще на 1,2 млн барр. по сравнению с октябрем 2018 г. Российским компаниям необходимо снизить ее на 228 000 барр. в сутки. Остальные факторы – в том числе спад в обрабатывающей промышленности – больше статистические явления, а также конъюнктурные: повлиять могли погода и более длинные новогодние праздники. Январь для статистики не самый показательный месяц, заключает Сальников.
Но показателен спад в автопроме, который скажется и на других секторах, замечает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Выпуск грузовых автомобилей упал на 20,9% в годовом сравнении, легковых – снизился на 0,1%, двигателей внутреннего сгорания – на 7,5%. Сокращаются инвестиции, кроме того, население заранее, в преддверии повышения НДС с 2019 г., закупало товары длительного пользования, объясняет он.
Потребительский цикл закончился, а дополнительные инвестиции вряд ли придут из-за угрозы новых санкций, считает Миронов, в течение полугода промышленность может уйти в минус. Тенденцию можно будет оценить только после появления данных за февраль и март, спорит главный экономист Российского фонда прямых инвестиций Дмитрий Полевой.
Обрабатывающая промышленность страдает от отсутствия стимулов, повышения налоговой нагрузки, ухудшения настроений потребителей, перечисляет главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Перспективы промышленности зависят от решения по сделке ОПЕК+ (весной будет решено, продлевать ли ее) и от того, оживет ли внутренний рынок по мере реализации национальных проектов, считает Миронов.
По итогам года промышленность покажет рост на 1–1,5%, оценивает Миронов. Минэкономразвития в базовом сценарии прогнозирует замедление роста промышленности до 2,4%.