Еврокомиссия хочет ужесточить выдачу виз инвесторам

Это должно помочь снизить риск отмывания денег и миграции преступников
За последние 10 лет с помощью таких программ члены ЕС привлекли в совокупности около 25 млрд евро
За последние 10 лет с помощью таких программ члены ЕС привлекли в совокупности около 25 млрд евро / Eddie Keogh / REUTERS

Еврокомиссия собирается призвать членов ЕС ужесточить выдачу «золотых виз», позволяющих получить вид на жительство или гражданство страны в обмен на инвестиции в ее экономику. Брюссель обеспокоен рисками, связанными с отмыванием денег, коррупцией и уклонением от налогов, и тем, что такими программами могут пользоваться представители организованных преступных группировок, говорится в черновой версии доклада Еврокомиссии, с которой ознакомилась FT. В среду ведомство сделает такие рекомендации странам ЕС.

За последние 10 лет с помощью таких программ члены ЕС привлекли в совокупности около 25 млрд евро, выяснили авторы исследования Global Witness и Transparency International. Больше всего на выдаче виз зарабатывают Испания, Кипр и Португалия, которые ежегодно привлекают в среднем 970 млн, 900 млн и 670 млн евро соответственно, а чаще всего такими программами пользуются китайцы и россияне. Причем последние предпочитают получить гражданство Мальты или Кипра. Но часто страны не следят за происхождением таких денег, одобряют почти все заявки, инвестиции не приносят пользу, а иногда даже создают убытки, говорится в докладе.

Еврокомиссия не может напрямую контролировать выдачу виз инвесторам, но она намерена призвать страны принять единые стандарты проверки людей, желающих получить эти визы, и источников их состояния, пишет FT. Кроме того, сотрудничающие с правительствами частные инвесткомпании сейчас не обязаны проводить проверки в соответствии с правилами ЕС о борьбе с отмыванием денег.

58% ультрабогатых россиян

с капиталом от $50 млн получили второй паспорт или двойное гражданство, следует из данных опроса The Wealth Report Attitudes Survey, представленного весной 2018 г. компанией Knight Frank. По оценкам исследователей, всего в России и СНГ было 2870 таких ультрабогатых людей и еще 4530 – с состоянием более $5 млн

«Ясно, что это проблема для всего ЕС, и ее решение тоже должно быть общеевропейским», – приводит FT слова Лоры Брийо из Transparency International. Но, по ее мнению, предложения Еврокомиссии недостаточно амбициозны на фоне недавних скандалов с отмыванием денег. Самый громкий – скандал вокруг Danske Bank. В 2018 г. выяснилось, что через эстонское подразделение крупнейшего банка Дании прошло около 200 млрд евро из России и других стран бывшего СССР в 2007–2015 гг. и большая часть этих операций являются подозрительными. Государство фактически перекладывает ответственность на банки и контрагентов, пишут эксперты Global Witness и Transparency International.

Великобритания в декабре 2018 г. уже приостановила выдачу инвестиционных виз первого уровня, позволяющих получить вид на жительство в стране через пять, три или два года в обмен на инвестиции в размере от 2 млн фунтов. Программой в основном пользовались богатые россияне и китайцы. Но Лондон решил пересмотреть ее, после того как отношения с Россией ухудшились из-за инцидента в Солсбери с отравлением экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери в марте 2018 г. Великобритания планирует возобновить выдачу таких виз в этом году, когда примет реформы, направленные на борьбу с отмыванием денег и организованной преступностью.

Также Великобритания в прошлом году усилила борьбу с активами неясного происхождения. Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA) собирается чаще использовать ордеры на арест британских активов подозреваемых, которые не могут объяснить происхождение средств на их покупку. По оценкам NCA, ежегодно в лондонском Сити отмывается около 90 млрд фунтов ($118 млрд).

Значительное число паспортов за инвестиции в ЕС получали россияне или жители стран СНГ, говорит руководитель налоговой практики UFG Wealth Management Юрий Куликов, и у Брюсселя возникли вопросы к происхождению капиталов отдельных «новых европейцев». У ЕС есть два главных замечания к подобным программам, знает старший партнер ITS Wealth Management Алексей Илюхин: контроль за происхождением капитала и слишком низкие требования по числу дней пребывания в стране. Например, чтобы продлевать вид на жительство в Португалии, достаточно проводить в стране семь дней в году, рассказывает он.

Помочь могут специальные требования, сходные со «знай своего клиента» и AML (борьба с отмыванием денег), которые сегодня используют банки, рассуждает Куликов. Предъявлять их могут специальные компании, рассуждает он. Также может ужесточиться контроль в миграционном бизнесе, поддерживает Илюхин.

Кроме ЕС популярны гражданства Гренады, Панамы, Сент-Китса и Невиса, перечисляет Куликов, но в этих странах вряд ли стоит ждать каких-то ужесточений. В последнее время тренд скорее обратный, заключает он.