РЖД заручилась поддержкой Акимова для строительства ВСМ
Правительство готовит Путину доклад с просьбой запустить проектГендиректор РЖД Олег Белозеров и министр транспорта Евгений Дитрих нашли поддержку проекта первого участка высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Казань до Нижнего Новгорода у Максима Акимова, зампреда правительства и куратора транспортной отрасли.
На совещании в четверг у Акимова решено, что правительство подготовит и представит президенту Владимиру Путину положительный доклад с финансово-экономическим обоснованием ВСМ Москва – Нижний Новгород и предложением поддержать ВСМ, рассказали «Ведомостям» два чиновника, человек, близкий к РЖД, и два собеседника, близкие к участникам совещания. Проект на совещании обсуждался, подтвердила представитель Акимова, но больше ничего не сказала. Резолюция Путина и будет окончательным решением, говорят два чиновника.
В октябре Путин высказал сомнения в целесообразности ВСМ до Нижнего Новгорода: она оценена в 621,5 млрд руб., а государство планирует развивать и автомобильные дороги в том же направлении, рассказывали чиновники. Естественно, мегапроекты подлежат очень тщательной выверке, тщательному согласованию, говорил тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Для строительства ВСМ планируется концессия, ожидается, что концессионером первого участка станет специальное проектное ООО «Приволжская ВСМ». Участок внесен в комплексный план развития магистральной инфраструктуры, но есть условие: 200 млрд руб. капитального гранта федеральный бюджет выделит, если будет доказана операционная безубыточность, на этом настаивал Путин.
На совещании Акимов одобрил финансовую модель проекта, согласившись с доводами РЖД: по завершении строительства субсидий из федерального бюджета на обслуживание ВСМ не потребуется, передали два федеральных чиновника и другие собеседники, безубыточность станет задачей РЖД. Кроме того, Акимов поручил РЖД к 1 июня найти технического партнера, рассказали они.
По паспорту федерального проекта ВСМ Москва – Казань – проект регионального развития семи регионов (через них пройдет ВСМ), а основные бюджетные расходы начнутся с 2022 г. До Нижнего Новгорода можно будет добраться за два часа (сейчас 3,5 часа). РЖД рассчитывает на строительство нового жилья в зоне ВСМ.
Положительный доклад президенту необходимо прежде согласовать в правительстве, говорит чиновник, а пока консенсуса нет. В декабре министр экономического развития Максим Орешкин сомневался, что первую ВСМ в России необходимо строить именно до Казани, можно было бы до Санкт-Петербурга. Минэкономразвития готовило собственный анализ, говорил тогда министр. Сейчас на вопрос «Ведомостей» представитель министерства не ответил.
Первый вице-премьер Антон Силуанов предупреждал, что инвестиции в проект не отобьются. Проект требует субсидирования операционных затрат, если средства предоставит РЖД, то бюджет недополучит дивиденды, говорит федеральный чиновник.
Из бюджета требуется 200 млрд руб., еще 200 млрд предоставит РЖД, еще необходим акционерный и заемный капитал на 221,5 млрд руб., привлекаемый концессионером от фондов, российских и международных банков. Километр магистрали Москва – Казань, по оценке, будет стоить почти в 2 раза дешевле, чем километр магистрали Сеул – Пекин или Кельн – Франкфурт, по данным PwC.
Однако Минфин считает неэффективной ценовую политику ВСМ, сомневается в подсчетах пассажиропотока и видит риски для федерального бюджета, связанные с падением спроса на перевозки, а также выполнением обязательств перед кредиторами проекта, и предлагает сделать ставку на финансирование развития авиации и федерального проекта развития Северного морского пути, рассказал представитель Минфина.
Если пассажиров ВСМ заинтересует меньше, чем планируется в расчетах, рискует государство: по данным Минфина, если спрос упадет на 10% от предусмотренного финансовой моделью, риски для федерального бюджета возрастают до 307,5 млрд, а если на 20%, то до 342,2 млрд руб.
Представитель РЖД указывает, что риск снижения пассажиропотока в пропорции 80 к 20 государство разделит с концессионером, а также указывает на неточности в данных Минфина – в частности, в тарифах: половина билетов будет продана за 1384 руб., в то время как в версии Минфина средний тариф – почти 3900 руб.; и в пассажиропотоке, по данным Минфина, он значительно завышен, до 5,5 млн пассажиров в год, а у РЖД в модели 7,7 млн пассажиров – и этот прогноз подтвердили пять российских и международных организаций и аудиторских компаний.
В 2018 г. поездами в зоне, где пройдет ВСМ, было перевезено 2,3 млн пассажиров, а не 1,1 млн, как пишет Минфин, замечает представитель РЖД. Финансовая модель выдержит рост расходов на 10% и падение трафика на 30%, говорилось в записке РЖД, представленной в правительство. Минтранс планирует до конца марта уточнить все детали проекта, напомнил представитель Минтранса, о том же говорил и Дитрих.
Вопрос не в том, окупится ли проект, – высокоскоростные магистрали просто необходимы, их нужно строить, потому что это важно, говорит человек, близкий к крупной финансирующей организации.
Если Россия начнет строить ВСМ, это станет технологическим прорывом, сказал партнер KPMG Алексей Романенко, но многое зависит от трафика. Важно не развивать на маршруте конкурирующее авиасообщение, новые автомобильные дороги и т. д., но вкладываться в развитие территорий, говорит он. Должны быть разумные тарифы, чтобы население могло позволить себе пользоваться этим видом транспорта, заключает Романенко.