Приостановка работы правительства бьет по экономике США
Прекращение работы правительства уже мешает бизнесу, и скоро ситуация может сильно ухудшитьсяЧастичное прекращение работы правительства США, ставшее самым длительным в истории, пока не очень заметно. Но уже скоро ситуация может сильно осложниться, предупреждают специалисты. В худших сценариях возможны сбои в работе воздушного и водного транспорта, прекращение поддержки миллионов малообеспеченных семей.
Игра с огнем
Приостановка началась 22 декабря, поскольку конгресс не полностью утвердил бюджет из-за желания президента Дональда Трампа включить в него $5,7 млрд на строительство стены на границе с Мексикой. Прекратилось финансирование девяти федеральных ведомств, включая госдепартамент, министерства транспорта и юстиции. Они продолжают выполнять лишь наиболее важные функции; около 380 000 госслужащих ушли в неоплачиваемый отпуск, а еще 420 000 работают бесплатно.
Белый дом готовится к тому, что приостановка работы может продлиться минимум до конца февраля, сообщило во вторник Bloomberg со ссылкой на представителя администрации. Хотя эксперты предупреждают, что это может привести к кошмарным последствиям. «При приостановке работы правительства ситуация ухудшается не линейно, а экспоненциально», – приводит агентство слова Сэма Бергера, который работал в административно-бюджетном управлении Белого дома при Бараке Обаме.
Некоторые высокопоставленные сотрудники администрации стали пытаться дать понять Трампу, что «он играет с огнем», хотя другие призывают стоять до конца, сообщила в среду вечером The Wall Street Journal со ссылкой на представителей Белого дома.
Экономика не пострадала
До сих пор самый длительный период приостановки работы правительства насчитывал 16 дней; в октябре 2013 г. не работало более 800 000 госслужащих. Из-за этого ВВП в том году недосчитался 0,3 процентного пункта, по оценке Бюро экономического анализа США. Тем не менее в IV квартале экономика выросла на 3,2% в годовом выражении.
По оценкам аналитиков, нынешнее прекращение работы правительства стоит экономике от $1 млрд до $2 млрд в неделю. Поэтому они снижают прогнозы роста ВВП в I квартале на 0,1–0,25 процентного пункта. Moody’s ожидает рост на уровне 2,6% годовых, JPMorgan Chase – 2%, а ING – и вовсе 1,7%. Бездействие части ведомств в течение трех недель не нанесет существенного вреда экономике, но чем дольше оно будет длиться, тем выше риски, сказал WSJ экономист JPMorgan Майкл Фероли.
А гендиректор банка Джеймс Даймон предупредил, что квартальный рост ВВП может оказаться нулевым, если правительство не заработает до апреля.
В III квартале 2018 г. ВВП вырос на 3,4%, публикация данных за IV квартал может быть отложена.
Помехи бизнесу
Компании уже предупреждают, что не могут получить лицензии на импорт, одобрение на выпуск новых продуктов и разъяснения по готовящимся изменениям регулирующих норм, пишет Financial Times. «Мы не можем получить новые разрешения на импорт, и нам придется отложить разработку некоторых продуктов», – рассказал изданию топ-менеджер транснациональной корпорации.
Fiat Chrysler не может начать продажу новых пикапов Ram, поскольку они до сих пор не сертифицированы Агентством по охране окружающей среды, отмечает Bloomberg. Авиакомпания Southwest Airlines без одобрения Федерального управления гражданской авиации США не может продавать билеты на Гавайи, ведь туда надо долго лететь над океаном.
Особенно сильно пострадать могут мелкие производители алкоголя. Им нужно быстро получать лицензии на выпуск сезонных продуктов, например новых сортов крафтового пива. Но отвечающее за это бюро министерства финансов не работает. Управление по контролю качества продуктов питания и лекарственных препаратов продолжает проверять лишь ту продукцию, риск отравления которой высок.
Управление по делам малого бизнеса (SBA) перестало предоставлять гарантии по кредитам предпринимателям (оно возмещает 90% потерь по кредитам, которые банки без господдержки зачастую и не стали бы выдавать). Из-за этого бизнес уже не получил около $2 млн, оценивает Марк Занди, главный экономист Moody’s Analytics. Если SBA не возобновит работу в феврале, ситуация начнет ухудшаться стремительно, приводит его мнение WSJ. Оптимизм в среде малого бизнеса упал в январе до самого низкого уровня с момента президентских выборов, когда победа бизнесмена Трампа воодушевила многих предпринимателей, свидетельствует индекс WSJ-Vistage.
Есть риск, что будут отложены многие намеченные на первое полугодие IPO, так как тысячи сотрудников Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) ушли в неоплачиваемый отпуск. Это касается и таких известных компаний, как Uber и Lyft, которые подали заявки на размещение еще в декабре, но до сих пор не получили ответа от SEC.
Когда у властей нет денег
Последствия приостановки работы правительства могут ощутить на себе и обычные люди, особенно те, что больше всего нуждаются в его поддержке. Министерство сельского хозяйства предупредило, что весной ему может не хватить денег на финансирование программы льготной закупки продуктов питания. Сейчас такую помощь получают 38 млн американцев. А министерство жилищного строительства и городского развития в январе и феврале не сможет продлить контракты с частными арендодателями, при помощи которых оно помогает малообеспеченным семьям снимать жилье. Если министерство не будет работать и в марте, субсидий лишится большинство из получающих их 2,2 млн семей.
Федеральные ведомства, которые арендуют около 7000 зданий по всей стране, скоро могут и сами перестать платить, отмечает Bloomberg: тогда арендодатели лишатся около $460 млн в месяц, а защитить свои интересы им будет непросто. Законодательство обязывает их не выселять федеральные ведомства и продолжать обслуживание зданий, поэтому единственный выход – обращение в суд. Но работа судов тоже скоро будет нарушена: из-за ограниченного финансирования с 18 января они начнут выполнять только «необходимую работу». Причем суды сами будут решать, что это означает.
Неизвестно, как долго госслужащие и подрядчики, занимающиеся государственными проектами, продолжат работать бесплатно. Например, сотрудники Администрации транспортной безопасности (TSA) теперь берут больничные вдвое чаще обычного, пишет Bloomberg. Это приводит к росту очередей при досмотре пассажиров в аэропортах и может снизить уровень безопасности. Если сотрудники TSA начнут увольняться, чтобы перейти на работу в частный сектор, это может привести к задержкам авиарейсов. «Необходимость платить по счетам никто не отменял, а многие из этих людей живут от зарплаты до зарплаты», – отмечает Стив Ленкарт из профсоюза сотрудников федеральных ведомств.