РСПП предложил отложить обсуждение включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс
Сначала нужно научиться оценивать причиненный экологии вредБизнес продолжает выступать против законопроекта об экологическом налоге, подготовленного Минфином в ноябре 2018 г. Проект должен разрешить многолетние споры, что делать с неналоговыми платежами, но против него выступает бизнес. В конце декабря РСПП вовсе предложил «прекратить обсуждение проекта до создания прозрачной системы экологического регулирования», следует из письма президента РСПП Александра Шохина первому вице-премьеру и министру финансов Антону Силуанову («Ведомости» ознакомились с ним, подлинность подтвердил представитель РСПП).
Без объективной оценки размера выбросов налоговая база для исчисления экологического налога не может быть корректной, предупреждает Шохин в письме: сейчас негативное воздействие оценивается по разным методикам, результаты часто несопоставимы и есть риски ошибок и коррупции. Кроме того, по законопроекту налоговую базу должен определять сам налогоплательщик, но порядка ее определения, а также законов, на которые нужно ориентироваться, нет. Обсуждать введение налога стоит только после формирования четких и единообразных требований к приборам учета выбросов, их установке, проверке, допустимым погрешностям, а также методологии передачи, хранения и проверки данных, заключает Шохин.
Сейчас виды и размеры выбросов определяют сами предприятия, а у Росприроднадзора нет ресурсов и методик для эффективного контроля, рассказывает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Например, методика Минприроды допускает использование пяти различных методов, а нормативы индивидуальны для каждого налогоплательщика, подтверждает партнер Taxology Алексей Артюх. Законопроект этой проблемы не решает – необходимо как минимум стандартизировать хотя бы приборы учета по видам загрязняющих веществ, поддерживает он, но нужно стимулировать, в том числе финансово, бизнес к внедрению систем учета.
Ранее на законопроект жаловались и другие бизнес-сообщества. Так, ассоциации «Экошинсоюз», «Электроника-утилизация» и «РусПРО», объединяющие крупнейших производителей электроники и бытовой техники, шин и упаковки, писали премьер-министру Дмитрию Медведеву, что проект не предусматривает самостоятельной утилизации отходов и вводит «безальтернативный» для всех производителей и импортеров платеж. Согласно законопроекту платить экологический налог должны даже те производители, которые сами утилизируют отходы. Проект ограничивает стимулирующий характер экологических платежей и влечет заморозку проектов по самостоятельной утилизации отходов, т. е. сводит к нулю проделанную с 2014 г. работу по созданию инфраструктуры по переработке отходов, поддерживает претензии в письме и Шохин.
Законопроект стал катализатором всех проблем в этой сфере – насколько обоснованны ставки, точны методики расчета, есть ли эффективный контроль, указывает Зарипов, но, если отложить принятие законопроекта, порядок не будет наведен. Лучше отсрочить введение санкций, но принять законопроект, призывает он.
Если экологические платежи плохо администрируются, это не повод говорить, что именно поэтому их не нужно переводить в Налоговый кодекс, считает и представитель Минфина. Есть схемы, когда бизнесу, наносящему вред окружающей среде, удается не платить в бюджет, и многие не заинтересованы в более прозрачном регулировании, продолжает он. Задача – не пытаться сохранить плохо работающий и коррупционный механизм платежей за негативное воздействие, а совместно разработать новые правила. При переносе регулирования в Налоговый кодекс целевое назначение платежей не должно измениться, а решения об изменении регулирования должны приниматься по согласованию с бизнесом, заключает представитель Минфина. Его коллега из Минприроды не смог ответить на запрос «Ведомостей» во вторник.