Конституционный суд упростил применение налоговой льготы на оборудование
Он разрешил компаниям не платить налог, даже если получили имущество от аффилированных структурБизнес давно жаловался, что сталкивается с проблемами при использовании льготы по налогу на новое оборудование. Спустя год после того, как власти освободили от него компании, появилось ограничение – с 2014 г. льгота не распространяется на случаи, когда имущество перешло к компании в результате реорганизации бизнеса, ликвидации или передается между взаимозависимыми компаниями. Оно необходимо, чтобы фактически «старое» имущество не становилось «новым» вследствие простой передачи с баланса на баланс, пояснял замминистра финансов Илья Трунин. Многие действительно проводили реорганизацию, чтобы уйти от налога: закон освобождает от него имущество, принятое на баланс с 2013 г., вспоминает партнер Dentons Василий Марков.
Но в итоге пострадали все крупные холдинги с едиными закупочными центрами, а также с сетью заводов, которые передают оборудование друг другу, рассказывает партнер Taxology Алексей Артюх. Многие компании даже перестали использовать льготу, чтобы избежать рисков доначисления налогов, вспоминает партнер KPMG Нина Гулис.
Отменить ограничение правительство было готово еще в 2016 г. Нужно опираться не на факт получения имущества на баланс, а на дату выпуска, предлагал Минфин. Но поправки так и не были приняты, зато расходы бизнеса выросли. На пустом месте приходится платить 2% от остаточной стоимости оборудования, жалуется сотрудник крупной лизинговой компании.
Главные пострадавшие – лизинговые компании, которые, как правило, покупают оборудование у головных компаний, а затем при передаче лизингополучателю держат его у себя на балансе, рассказывает Артюх, единственный способ не платить налог – передавать имущество на баланс лизингополучателю, но не все компании готовы брать на себя такую нагрузку. В структуру многих вагоностроительных холдингов входят операторские и лизинговые компании – собственные либо созданные как совместные предприятия.
Пострадали и крупные транснациональные холдинги, которые, как правило, организуют централизованную закупку или передают оборудование между компаниями в разных странах, рассказывает Марков, нет ни одной такой компании, которая бы не столкнулась с доначислениями. Некоторые компании, которые заказывали у аффилированной структуры новое оборудование, были вынуждены платить налог, вспоминает Артюх. Ситуация противоречит самой сути льготы, которая должна стимулировать модернизацию производства, жалуется предправления крупной машиностроительной компании.
Точку в спорах в среду поставил Конституционный суд, куда обратились три компании: «Инкар», «Лизинговая компания «Камаз» и «Новая перевозочная компания». Ограничения в Налоговом кодексе должны были помогать бороться с недобросовестными компаниями, а в итоге в льготе отказывают и тем, кто не нарушает закон, жаловались они: норма носит дискриминационный характер, а ее применение ведет к неравенству в налогообложении. В итоге Конституционный суд поддержал бизнес: реорганизация или ликвидация компании не может быть основанием для исключения из льготы, говорится в его решении. Нельзя отказывать в льготе компаниям, которые получили движимое имущество, не облагаемое налогом у первоначального собственника, заключил суд. И направил дела на рассмотрение.
С 2019 г. власти решили отменить налог на движимое имущество, повысив при этом НДС с 18 до 20%. Но решение Конституционного суда поможет компаниям, в отношении которых еще будут проводиться проверки в 2019–2021 гг. А многие компании сами платили такой налог, учитывая ограничение в Налоговом кодексе, говорит Артюх. У такого бизнеса появляется возможность проверить прошлые выплаты налогов и при возможности подать уточненные декларации, чтобы попытаться вернуть налог, советует Марков.