С назначением нового руководителя Росстата служба получила надежду на модернизацию
Но верят в нее пока не всеПредседатель правительства Дмитрий Медведев освободил от должности руководителя Росстата Александра Суринова, руководившего службой девять лет, и назначил Павла Малкова, директора департамента государственного управления Минэкономразвития. В интервью «Интерфаксу» Малков заявил, что сосредоточится на реформе системы статистики и проведении всероссийской переписи населения в 2020 г. Он также сказал, что правильнее говорить не о реформе, а о модернизации самого Росстата.
Организация нуждается в серьезном реформировании, нужно говорить об обновлении команды, принципов и методов работы, заметил первый зампред правительства – министр финансов России Антон Силуанов: Росстат пользуется старыми технологиями, а качество счета показателей ужасное. Много претензий к тому, как считаются реальные доходы населения, привел Силуанов пример: надо менять. Росстат вручную собирает информацию о стоимости продуктов из потребительской корзины, продолжал он, а надо задействовать данные, которые есть в том числе у ФНС, например о розничных продажах.
Росстат был передан Минэкономразвития в апреле 2017 г. Перед Малковым стоит задача налаживать бизнес-процессы, IT-процессы, улучшать сбор и обработку первичных данных, а также взаимодействие с налоговой службой и другими поставщиками больших данных, рассказал «Ведомостям» министр экономического развития Максим Орешкин. У Малкова есть такой опыт, по словам министра: он занимался развитием многофункциональных центров «Мои документы» в России. Задачи менять методики Росстата нет, они утверждаются по международным стандартам и серьезных проблем нет, ответил Орешкин на вопрос, почему Росстат возглавил человек без опыта работы в статистике.
Методики устаревшие и есть вопрос, насколько объективным может быть Росстат: служба, которая отвечает за данные экономического роста, подчиняется министерству, которое ответственно за этот рост, говорит руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина: «Скорее всего, эти изменения чисто административные, никак не повлияют на работу службы».
Идеальной статистики в мире нет, поэтому, как ни модернизируй Росстат, все равно найдутся те, кому будет не нравиться его информация, осторожен главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Главный недостаток Росстата – что традиционно он очень плохо покрывает неформальный сектор экономики. Кроме того, как правило, Росстат проводит опросы среди крупных предпринимателей и экстраполирует информацию на всю экономику. Особенно остро это ощущается в разнице статистики по реальным зарплатам (которые растут только у крупных предприятий, что видит Росстат) и реальным доходам населения (которые падают, по статистике ЦБ), замечает Тихомиров. Улучшить ситуацию с данными можно, только проводя больше опросов и делая срез по самым разным компаниям и регионам, считает он.
К качеству данных Росстата у бизнеса нет вопросов, говорит член экспертного совета Торгово-промышленной палаты Максим Хвалибов, но появляются они небыстро. Кроме того, некоторые данные дублируются в налоговую и Росстат, замечает он.
Нужно упрощать отчетность, чтобы бизнесу не приходилось сдавать лишние документы в Росстат, считает Орешкин. Это предложение такая мелочь, что и незаметна для бизнеса, говорит Хвалибов.
Суринов возглавил Росстат в декабре 2009 г., в Центральном статистическом управлении СССР начал работать в 1981 г. и проработал до 1992 г., оно уже называлось Госкомстатом. С 1992 до 1998 г. Суринов работал в Центре экономической конъюнктуры при правительстве, затем вернулся в Госкомстат, в 2004 г. переименованный в Росстат.
Малков родился в 1980 г. в Саратове. В начале 2000-х гг. работал в коммерческих организациях, с 2003 г. – в правительстве Саратовской области, где был председателем комитета по информатизации. Директором департамента Минэкономразвития Малков стал в октябре 2017 г.