Обрабатывающие предприятия замедлили рост промышленности

Зато добыча продолжает расти рекордными темпами
Несмотря на скачок в октябре промышленность остается в стагнации, предупреждают эксперты
Несмотря на скачок в октябре промышленность остается в стагнации, предупреждают эксперты / Андрей Гордеев / Ведомости

В ноябре промышленное производство выросло на 2,4% в годовом выражении, сообщил Росстат. Темпы роста оказались ниже октябрьских – 3,7% в годовом выражении и ниже консенсус-прогноза опрошенных Bloomberg аналитиков, ждавших роста на 3,5% к ноябрю 2017 г. Если исключить сезонный и календарный факторы, выпуск и вовсе снизился к октябрю на 0,4%.

Затормозил рост российской промышленности обрабатывающий сектор, выпуск которого снизился до нуля. До этого в октябре благодаря лишнему рабочему дню обрабатывающая промышленность выросла на 2,7% в годовом выражении, а с поправкой на календарный фактор, по расчетам Минэкономразвития, – на 2%. Опережающие индикаторы – и индекс PMI, и индекс предпринимательской уверенности Росстата, скорректированные на сезонность, – указывали на рост деловой активности в секторе и в ноябре, замечают Александр Исаков и Екатерина Уракова из «ВТБ капитала».

Но рост в ноябре показали другие секторы промышленности: добыча полезных ископаемых ускорилась до 7,8% с 7,4% в октябре, увеличился выпуск в энергетике и водоснабжении и водоотведении.

Замедление обрабатывающей промышленности связано, прежде всего, со слабым ростом пищевой промышленности, говорит замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. А также – производства ключевых потребительских товаров, добавляет главный экономист Российского фонда прямых инвестиций Дмитрий Полевой. Выпуск в пищевой промышленности действительно замедлился, признает замдиректора ЦМАКП Владимир Сальников: урожай оказался меньше, чем годом ранее, уборка началась и завершилась раньше, а соответственно – и переработка.

Зато выросло производство инвестиционных товаров и некоторых стройматериалов, отмечает Полевой. Строительство ожило, признает Сальников. Это согласуется и со скачком инвестиций в основной капитал в III квартале 2018 г. до 5,2% в годовом выражении, считают Миронов и Полевой. У компаний в ноябре были средства для инвестиций, говорит Миронов: балансовая прибыль в экономике в январе – сентябре составила 2 трлн руб., а инвестировано из них за это время было всего 200 млрд.

Добывающую промышленность поддерживает топливо: добыча угля, нефти, природного газа увеличивается темпами от 3,1 до 9,6%, замечает Полевой. Нефтедобыча с сентября растет медленнее, чем в июле – августе, сразу после смягчения соглашений по сделке ОПЕК+ – на 4–4,5% в годовом выражении, и такие темпы роста сохранятся до конца года, а с января после вступления в силу новых ограничений по сделке замедлятся до 2,2%, указывают Исаков и Уракова.

Тем не менее добыча нефти продолжает давать свой вклад в годовые темпы роста за счет эффекта базы, отмечает Сальников. Это продолжится еще около девяти месяцев, уточняет директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. Зато растет добыча угля – на 9,4% относительно ноября 2017 г., говорит Сальников, в основном благодаря наращиванию экспорта: на внутреннее потребление идет лишь около половины всей его добычи.

В целом за январь – ноябрь 2018 г. промышленность выросла на 2,9% к тому же периоду прошлого года. Если такой темп сохранится по итогам года, это будет «победой» российской промышленности, считает директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. Прогноз Минэкономразвития – 3%.

Но беспокоит рост промышленности за счет сырья на фоне слабого роста высокотехнологичных обрабатывающих отраслей, признает Остапкович. Обрабатывающая промышленность вышла из рецессии, но остается в «позитивной стагнации» – растет слабо и признаков ускорения нет, продолжает он. Вся промышленность остается в стагнации, категоричен Сальников, октябрьский же скачок связан с календарным фактором.

Несмотря на скачок в октябре промышленность остается в стагнации, предупреждают эксперты