Строительство Северного широтного хода может затянуться
Чиновники отложили финансирование выкупа земли под проект, теперь деньги придется искать инвесторамЧтобы реализовать давно задуманный мегапроект – построить железную дорогу Северный широтный ход (Обская – Салехард – Надым стоимостью 130,5 млрд руб.) на Ямале, государство и инвесторы в октябре подписали концессионное соглашение.
По нему Росжелдор должен обеспечить стройку землей. Но уже в ноябре в проект бюджета на 2019–2021 гг. были внесены поправки и Росжелдор лишился денег на выделение участков для строительства, рассказали сотрудник одной из подведомственных Минтрансу организаций и два человека, близких к проектной компании. Расходы отложены до следующего трехлетнего периода – после 2021 г., уточнили два собеседника «Ведомостей».
По концессионному соглашению предоставление участков должно начаться с 2019 г., говорит человек, близкий к проекту. «Изымать землю для строительства может только Росжелдор, такие полномочия есть лишь у федеральных органов исполнительной власти, а если нет земли, нет и стройки», – описывает ситуацию сотрудник подведомственного Минтрансу учреждения.
По закону предоставление земельных участков концессионеру – обязанность концедента, а также, как правило, отлагательное условие для начала работ концессионером по договору, говорит партнер Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. Отсутствие бюджетных средств на выполнение нужных работ для формирования участков не освобождает концедента (государство) от исполнения его обязанности по выкупу земли и не может быть поводом для перекладывания ее на концессионера (инвесторов).
Проект реализует компания СШХ (50,1% – у управляющей компании СШХ Юрия Рейльяна и Виктора Пигина, 49,9% – у «дочки» РЖД «КРП-инвест»). На земельно-имущественные отношения (например, изменение документов планировки территорий и выкуп земли. – «Ведомости») было предусмотрено примерно 900 млн руб., уточняют два человека, близких к проектной компании. На фоне общей стоимости проекта сумма значительная, но не критичная, ее можно найти, уточняет участник правительственных совещаний. Например, проектная компания или РЖД могут привлечь бридж-кредит. Но если концессионеру придется самому договариваться о дополнительном финансировании с банками, на это уйдет много времени, а сроки реализации проекта скорее всего увеличатся, указывает партнер EY Дмитрий Ковалев.
Основную часть финансирования планировал предоставить синдикат из пяти банков: Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, ВЭБа и ЕАБРа. Проекту нужен кредит на 97,2 млрд руб., говорилось в презентации.
Банки – участники синдиката пока не получили уведомления от концессионера об изменениях, сказали сотрудники двух из них. Если информация подтвердится, будем обсуждать возможные решения с концессионером и другими банками – участниками синдиката, говорит представитель ВТБ. ЕАБР готов рассмотреть возможность предоставления бридж-кредита и другого дополнительного финансирования проекту, если концессионер за ним обратится, положительное решение будет, если он сможет соблюсти требования, передал через представителя зампред правления ЕАБРа Андрей Крайний. Представитель Газпромбанка не ответил на запрос, ВЭБа и Сбербанка – отказались от комментариев.
Не исключено, что деньги в бюджете еще окажутся к концу 2019 г., надеется человек, близкий к РЖД. Но если все же понадобится кредит, разбираться с проблемой придется мажоритарному акционеру, говорит другой собеседник «Ведомостей», близкий к РЖД. 900 млн руб. – неподъемная сумма для строителя и брать бридж-кредит никому из участников проекта не хотелось бы, замечает человек, близкий к проектной компании.
Главный распределитель денег в таких случаях – Минтранс и он определяет, на что направляются средства, так же как и решает, как их перераспределять, отмечает представитель Минфина. Его коллеги из Минтранса и Росжелдора не ответили на запросы, представитель РЖД и Рейльян отказались от комментариев.
Вера в то, что проект будет реализован, есть, но такое начало – плохой знак, считает человек, близкий к РЖД. Это не последние деньги, которые проект должен получить от бюджета. Например, на этапе строительства он должен получить взнос в 12,7 млрд руб. в виде капгранта, следовало из презентации. Важно, чтобы проект не лишился и этих денег, замечает участник совещаний в правительстве.
Сейчас проект тестируется на прочность, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, если участники будут ждать денег в бюджете даже год, вероятность его реализации снижается, но если они готовы вложить свои средства, привлечь кредиты, впоследствии они могут быть учтены в бюджете и работы профинансированы задним числом. Правда, в случаях с подписанными концессионными соглашениями на практике консультанты инфраструктурных проектов с такими ситуациями не сталкивались.