Аналитики ЦБ оценили влияние программы Путина на экономику
Ее рост ускорится на 0,2–0,3 процентного пункта в годУвеличение налогов, расходов бюджета и займов, начинающееся с 2019 г., позволит ускорить рост экономики на 0,2–0,3 процентного пункта в год в среднесрочной перспективе, оценили аналитики Центробанка правительственные планы в аналитической записке (может не отражать официальную позицию регулятора).
Чтобы преодолеть структурные ограничения и ускорить рост российской экономики до мировых темпов, правительство до 2024 г. включительно планирует дополнительно влить в экономику около 8 трлн руб. бюджетных денег (в среднем около 1% ВВП в год), профинансировав национальные проекты в сфере здравоохранения, образования, демографии и социальной политики, развития несырьевого экспорта и инфраструктуры. Половину этих денег должно принести повышение со следующего года НДС с 18 до 20%, которое в соответствии с проектом федерального бюджета на 2019–2021 гг. пополнит его дополнительно на 1,7 трлн руб. за три года.
Рост налоговой нагрузки обернется падением темпов роста экономики, признавали сами власти. По оценке Минэкономразвития, рост ВВП замедлится в 2019 г. до 1,3%. Дополнительное изъятие из экономики суммы в 0,55% ВВП в год будет сдерживать рост ВВП на 0,4 процентного пункта ежегодно, пишут аналитики Центробанка. Далее все зависит от того, как правительство распорядится этими деньгами – направит их на финансирование инвестиций, конечного потребления, пенсионных и социальных выплат. Если 50–75% дополнительных доходов будет потрачено на инвестиции, а остальное – на конечное потребление, то рост ВВП ускорится на 0,6–0,7 процентного пункта, рассчитывают аналитики Центробанка. В итоге добавка в рост ВВП составит 0,2–0,3 процентного пункта ежегодно, оценили они эффект от налогово-бюджетного маневра. Он может быть значительно выше, допускают авторы исследования, например, если проекты будут качественными, а правительство будет эффективно расходовать средства. У инвестиционных расходов наиболее позитивное влияние на экономику – мультипликатор 0,75 против 0,21 у бюджетных трансфертов.
Правительство обещает «инвестиционный бум»: в 2020 г., по прогнозу Минэкономразвития, рост инвестиций ускорится сразу до 7,6% с 3,1% годом ранее. Благодаря этому темпы экономического роста с 2021 г. должны превысить 3% (в прошлом году ВВП вырос на 1,5%, за девять месяцев 2018 г. – в пределах 1,6%). Бюджет все следующие три года будет профицитным: 1,8, 1,1 и 0,8% ВВП соответственно.
Инвестиции сейчас единственный возможный источник ускорения экономического роста: потребительский спрос невелик, ждать резкого роста цен на нефть не приходится, замечает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Но не ясно, в какие проекты будет вкладывать государство и насколько они эффективны – деньги могут поступить в экономику с запозданием и в меньшем количестве, продолжает он, тогда эффект будет ниже, чем рассчитали аналитики Центробанка. В отличие от ускоряющих ВВП факторов, которые пока не конкретизированы, замедляющие – например, рост стоимости кредитования или повышение НДС – уже реальность, добавляет Тихомиров. Повышение пенсионного возраста – пока единственная мера, которая точно ускорит рост экономики в ближайшие два года, указывал Центробанк в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2019–2021 гг., эффективность остальных реформ пока нельзя оценить.
Госинвестиции в инфраструктуру эффективнее, чем увеличение потребительского спроса, поскольку часть денег люди потратят на импорт, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, но финансирование госпроекта может лишить экономику возможности запустить более эффективные проекты. «Было бы предпочтительнее, чтобы инвестиции делали частные компании», – говорит она.
Не разделяют оптимизма правительства и аналитики международного рейтингового агентства S&P: по их расчетам, в 2020–2021 гг. инвестиции будут расти не более чем на 3,2%, а ВВП – в среднем на 1,7% и не ускорится после 2021 г. Власти в России ориентируются на громкие и крупные, но не обязательно производительные проекты, при этом расходы на них ограничены бюджетным правилом, перечисляли аналитики S&P. Основная часть бюджетных расходов плана приходится на 2022–2024 гг., говорили федеральные чиновники, в том числе из-за нехватки готовых к реализации проектов, уточнял один из них. К самим нацпроектам очень много вопросов, они плохо проработаны, многие похожи на собрание пожеланий разных министерств и ведомств, которые раньше были отвергнуты, рассказывали два чиновника.
Свою официальную позицию Центробанк ранее обозначил в Основных направлениях денежно-кредитной политики: задуманные правительством меры налогово-бюджетной политики, если будут эффективны, могут повысить потенциальные темпы роста ВВП (пока это 1,5–2% в год). Но ждать сколько-нибудь значимого эффекта придется как минимум до 2021 г., а основной проявится и того позже, уточнял регулятор: на реализацию проектов уйдет время, а структура экономики, качество институтов и демографические тенденции быстро не меняются. Даже на 2021 г. Центробанк прогнозирует рост ВВП от 2 до 3%.