Платная дорога Москва – Петербург полностью заработает в сентябре 2019 года

Поездка на легковом автомобиле займет всего шесть часов
Проезд по всем участкам платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург будет открыт в сентябре 2019 г.
Проезд по всем участкам платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург будет открыт в сентябре 2019 г. / Евгений Разумный / Ведомости

Проезд по всем участкам платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург будет открыт в сентябре 2019 г., сообщил предправления ГК «Автодор» Сергей Кельбах. Трасса строится параллельно бесплатной М10, скорость на новой автомагистрали будет ограничена 130 км/ч: это позволит автомобилистам проезжать все расстояние менее чем за шесть часов (сейчас добраться можно за 9–11 часов).

В апреле 2016 г. тот же Кельбах обещал открыть трассу к чемпионату мира по футболу, но строители не успели и до конца 2018 г., к официальному, утвержденному правительством сроку сдачи. М11 не значилась в списках проектов, предназначенных правительством к чемпионату мира, то была инициатива госкомпании, никто не ожидал кризиса 2014–2015 гг., объясняет представитель госкомпании, новый срок – окончательный.

Обычно для продления сроков строительства требуется распоряжение правительства, но на трассе обнаружили памятники культуры, а это законное основание для продления строительства, это особые обстоятельства, о них сказано в концессионном соглашении.

Весной на 663 км дороги (восьмой участок, инвестор – «Магистраль двух столиц», структура ВТБ) были найдены объекты археологического наследия железного века: фрагменты керамических сосудов штрихованной керамики, несколько очагов, а также следы славянской колонизации примерно XIV–XV вв. в виде керамических сосудов, ножей. Стройку пришлось остановить по закону «Об объектах культурного наследия».

Раскопки помешали уложиться в срок строительства седьмого и восьмого участков (543–684 км): сдавать седьмой участок без восьмого бессмысленно, признавал представитель госкомпании. Генподрядчик обоих участков – турецкая ICA Construction, руководитель проекта Альпхан Оджель подтверждал «Ведомостям», что находка оказалась неожиданной.

Комитет по культуре Ленинградской области выдал подтверждение об отсутствии в полосе отвода автодороги археологических памятников, сообщал «Автодор». Не проводить археологическую историко-культурную экспертизу на таком объекте – нонсенс, говорил «Ведомостям» научный сотрудник Института наследия им. Д. Лихачева, археолог Тимур Кармов. Он предположил, что участники проекта пытались экономить. По его прогнозу, археологические работы могут занять не менее 3–6 месяцев.

Теперь Кельбах сообщил, что работа археологов завершена, разрешение на продолжение строительства получено: «Мы попали уже в зимний сезон. Поэтому весной мы не сдадим, прорабатываем сейчас подписание допсоглашения (с концессионером) с вводом в эксплуатацию в сентябре 2019 г.». Это не отразится на тарифах, уверен Кельбах. Представитель «Автодора» говорил, что археологические раскопки не могут считаться обстоятельством, которое влечет выплату компенсации концессионеру.

В России строится крайне мало дорог высших технических категорий, а это именно такая дорога, грандиозный проект, который свяжет две столицы, чемпионат мира как-то обошелся и без этой дороги, а ее запуск – сюжет, вне сомнений, оптимистический, говорит директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Платная дорога на маленькие расстояния в мире – экзотика, на них никто и не заезжает, нормальная экономика и эксплуатация этой дороги начнется только тогда, когда дорога будет запущена полностью, уверен он.