США придется платить почти $1 трлн за обслуживание госдолга

Через 10 лет процентные расходы могут превысить все прочие необоронные траты бюджета
В ближайшие пять лет истечет срок погашения примерно 70% федеральных долговых обязательств, и их нужно будет рефинансировать по повышенным ставкам
В ближайшие пять лет истечет срок погашения примерно 70% федеральных долговых обязательств, и их нужно будет рефинансировать по повышенным ставкам / Евгений Разумный / Ведомости

За последнее десятилетие размер долговых обязательств США, находящихся в обращении, вырос с $5,1 трлн до $15,9 трлн, но проблем с их финансированием не возникало. Расходы на обслуживание долга были низкими из-за низких процентных ставок и инфляции, а также высокого спроса со стороны инвесторов всего мира.

Но теперь ситуация меняется. В 2017 г. процентные расходы на обслуживание федерального долга составили $263 млрд – 6,6% всех расходов правительства и 1,4% ВВП, что гораздо меньше среднего значения за последние 50 лет. Однако бюджетный дефицит и госдолг растут вместе с процентными ставками и инфляцией. В октябре министерство финансов уже сообщило, что ассигнования на процентные выплаты выросли на 20% в 2018 финансовом году (завершился в сентябре). К 2028 г., по прогнозу Бюджетного комитета конгресса (CBO), выплаты по процентам увеличатся до $915 млрд, что будет равно 13% всех расходов и 3,1% ВВП.

На пути к этим показателям будут пройдены следующие вехи, оценивает CBO: в 2020 г. правительство потратит на обслуживание долга больше, чем на программу медицинской помощи малоимущим Medicaid; в 2023 г. – больше, чем на оборону; в 2025 г. – больше, чем на все необоронные программы бюджетного финансирования, включая ассигнования на судебную систему и инфраструктуру, здравоохранение и образование, национальные парки и научные исследования.

В целом долг вырастет с 78% ВВП на конец этого года до 96,2% в 2028 г., прогнозирует CBO. Между тем текущий показатель уже самый высокий после окончания Второй мировой войны. В ближайшие пять лет истечет срок погашения примерно 70% федеральных долговых обязательств, и их нужно будет рефинансировать по повышенным ставкам. Базовая ставка ФРС сейчас составляет 2-2,25% (и совет управляющих прогнозирует еще четыре повышения в ближайший год), тогда как с конца 2008 г. по конец 2015 г. она держалась на уровне 0-0,25%. Президент Дональд Трамп несколько раз говорил, что председатель ФРС Джером Пауэлл ужесточает денежную политику слишком быстро. «Я бы хотел видеть ставки низкими и погасить долг. А когда он продолжает повышать процентные ставки, этого сделать нельзя», – сказал Трамп в интервью The Wall Street Journal в октябре.

Но даже при низких ставках у США нет шансов сократить долг. Министерство финансов планирует выпустить в 2018 г. казначейских облигаций и векселей на сумму вдвое большую, чем в 2017 г. Ему нужно финансировать дефицит бюджета, доходы которого растут медленно из-за сниженных Трампом налогов и достигнутой в этом году договоренности демократов и республиканцев увеличить в течение двух лет госрасходы, превысив на $300 млрд лимит, установленный законом 2011 г., когда из-за роста бюджетного дефицита агентство S&P снизило кредитный рейтинг США.

К следующему сентябрю конгрессу предстоит решить, продлевать ли соглашение об увеличении расходов, а затем – что делать с инициированным Трампом снижением подоходного налога, срок действия которого истечет в 2025 г.

«Мы уже сталкивались с такими проблемами, и они были решены», – говорит, вспоминая 1990-е гг., Дин Бейкер, содиректор Центра экономических и политических исследований. В начале 1990-х гг., когда процентные расходы были высоки и росли, президент Джордж Буш-старший договорился с демократами о повышении налогов на богатых, чем разозлил однопартийцев-республиканцев и подорвал свои шансы на переизбрание на второй срок. А ставший президентом Билл Клинтон не стал реализовывать программу фискального стимулирования, с которой шел на выборы. Благодаря этим мерам бюджетный дефицит в конце 1990-х гг. сменился профицитом.

Перевел Михаил Оверченко