Правительство расшатывает финансовую систему регионов
Оно постоянно меняет налоги и ограничивает самостоятельность регионов, предупредило S&PСистема региональных финансов неустойчива и несбалансированна, предупредили эксперты S&P. С одной стороны, правительство поддерживает регионы финансово, с другой – каждый год меняет налоговую систему, а на налоги приходится почти 70% их доходов. За последние 10 лет правительство снизило ставку налога на прибыль, ввело новые вычеты по НДФЛ, постоянно меняло ставки и правила зачисления доходов от акцизов, вводило и отменяло региональные налоги, перечисляют аналитики S&P в обзоре. Так, с 2017 г. регионы лишились 1 п. п. из налога на прибыль, с 2018 г. получили право ввести налог на движимое имущество, но в этом же году лишились его. Региональные власти сами могут влиять лишь на 10% своих доходов, в основном неналоговых – от продажи имущества и сборов, пишет S&P.
С 2019 г. регионы могут лишиться и права предоставлять ключевую льготу – снижать налог на прибыль до 13,5% (в 2017–2020 гг. до 12,5%), такие поправки группы депутатов уже приняты Госдумой в первом чтении. Введенные до 2018 г. льготные ставки будут действовать до окончания их срока, но не позже 2022 г. Поправки понадобились из-за отмены контроля за трансфертными ценами по большинству внутренних сделок, объяснял Минфин в Основных направлениях налоговой политики. Он опасается, что без контроля прибыль будет перетекать из одного региона в другой.
Лишенным самостоятельности в налоговой политике регионам остается рассчитывать на поддержку правительства, но повлиять на нее они не могут, предупреждают аналитики S&P. За последние 10 лет доля дотаций в доходах регионов достигла 3% ВВП и сейчас составляет около 10–20% доходов консолидированного бюджета регионов, подсчитали они. Около 70% помощи регионы тратят на финансирование текущих расходов. Более 40% капитальных расходов регионов оплачивается за счет федеральных субсидий и кредитов.
Риски неустойчивости региональной системы велики, пессимистичны и аудиторы Счетной палаты. Хотя общий дефицит бюджета регионов в 2018 г. в 2,8 раза меньше, чем прогнозировалось, он по-прежнему сохраняется – 18,7 млрд руб., говорилось в их отзыве на проект федерального бюджета на 2019–2021 гг. Региональные бюджеты недостаточно сбалансированы и сильно дифференцированы, заключали аудиторы. В 2014–2017 гг. разрыв между наиболее богатыми и наиболее бедными регионами по-прежнему составлял около 600%. Помочь регионам может только бюджетная дисциплина, считают аналитики S&P, но межбюджетные трансферты не стимулируют регионы повышать эффективность расходов.
Еще один риск – рост долговой нагрузки регионов, говорится в обзоре S&P. В 2017 г. долговая нагрузка примерно половины регионов превышала 60% их доходов, у шести регионов к концу 2017 г. долг превышал 100% доходов бюджета. Чтобы снизить рост коммерческого долга, в 2013–2014 гг. правительство начало выдавать льготные кредиты, всего к концу 2017 г. общий долг регионов перед федеральным бюджетом составил 1 трлн руб., и в 2018 г. правительство начало их реструктуризацию. Но теперь снова возникает риск роста коммерческого долга, пишут аналитики S&P.
Правительство предлагает решить проблему, разделив регионы по уровню долговой нагрузки. В зависимости от того, насколько она велика, доступ к рыночным займам будет ужесточаться, следует из поправок правительства в Бюджетный кодекс, рассматриваемых в понедельник на правкомиссии по законопроектной деятельности, рассказал «Ведомостям» человек, близкий к комиссии, и подтвердил федеральный чиновник. Минфин будет оценивать долговую нагрузку и делить регионы на три категории – с высокой, средней и низкой долговой устойчивостью, рассказывает один из собеседников «Ведомостей», заемщики с низкой устойчивостью смогут занимать на рынке только для рефинансирования долга. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей» в понедельник вечером.
Это еще одно отступление от бюджетного федерализма, считает старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин: если сейчас регион может занимать на рынке для финансирования госпрограмм и расходов, то при такой дифференциации слабые регионы будут просто приняты на смету бюджета. Это еще больше закрепит неравенство регионов, заключает он: богатые регионы продолжат богатеть, а бедные – беднеть. Главная проблема – отсутствие единой региональной политики, замечает член бюро РСПП, в том числе из-за того, что никогда не известно, сколько денег будет у регионов. Сначала центр принимает решения, влияющие на регионы, а потом пытается компенсировать негативные последствия, констатирует он.