Мировые фондовые рынки потеряли в октябре более $5 трлн
Спрятаться от потерь не получилось даже в традиционной тихой гавани – на рынке облигацийСильное падение в октябре на мировых рынках акций и облигаций потрепало нервы инвесторам так, что многие вспомнили события мирового финансового кризиса десятилетней давности.
Перед последним днем октября американский индекс S&P 500 опустился почти на 8%, что стало для него худшим результатом более чем за восемь лет.
Индекс Stoxx Europe 600 упал не так сильно – но все равно на заметные 6%; впрочем, прежде фондовая Европа показывала гораздо более скверную динамику, чем Уолл-стрит. Некоторые азиатские индексы, в том числе японский Nikkei, потеряли около 10% и более.
Правда, в последний день октября на биржевые площадки вернулся оптимизм: европейский индекс прибавил 1,7%, тот же показатель и у S&P 500, во всяком случае, в первые часы торгов. Тем не менее приходится констатировать, что за месяц общемировой индекс MSCI All-Country World упал более чем на 8%; и это худший результат с мая 2012 г.
Совокупная капитализация мирового рынка сократилась более чем на $5 трлн – таковы подсчеты S&P Dow Jones Indices (это совместное предприятие медиахолдинга S&P Global, крупнейшего в мире биржевого оператора CME Group и медиаимперии Руперта Мердока News Corp.).
А если отсчитывать с максимума, который был в январе нынешнего года зафиксирован по индексу MSCI World, состоящему из акций 23 стран с равными весами (вне зависимости от капитализации), то капитализация мирового рынка упала на 15%.
Усугубляет ситуацию, что инвесторы не смогли спастись на рынке гособлигаций, где они привыкли искать убежища в период падения и нестабильности на рынке акций. Убыток по традиционному инвестиционному портфелю, где на акции приходится 60%, а на облигации – 40%, составил 3,5% в октябре и 1,5% – с начала года.
Если за оставшиеся два месяца такие инвестиции не выйдут в плюс, нынешний год станет одним из редчайших случаев, когда диверсифицированный подобным образом портфель не смог сберечь вложения, указывает Лука Паолини, главный стратег Pictet Asset Management. За последние десятилетия подобное наблюдалось лишь в такие волатильные периоды, как 1990, 2001 и 2002 гг., отмечает он. Даже ультраконсервативные инвесторы, с 75% бондов и 25% акций в портфеле, понесли бы более 2% убытка в октябре и 1,3% – с начала года. «Инвесторам просто негде спрятаться. За долгое время это один из худших годов для диверсифицированных инвестиций», – удивляется Паолини.
Повышение учетных ставок Федеральной резервной системой США и беспокойство относительно возможного перегрева экономики привело к росту доходностей казначейских облигаций (см. график). Их цены, соответственно, снизились. В годовом исчислении убыток по долгосрочным казначейским облигациям и корпоративным бондам с инвестиционным рейтингом составил 9,7 и 4% соответственно, говорится в отчете Bank of America Merrill Lynch. По масштабам падения этот год – всего лишь третий с 1970 г.
«Рынок убежден, что мы находимся в конце цикла, стимулирующее влияние бюджетной политики ослабнет, инфляция ускорится, а ФРС станет проводить более жесткую денежную политику», – говорит Стив Шиварон, управляющий глобальным фондом в Federated Investments.
Хотя фонд Шиварона, инвестирующий в акции и облигации на развитых и развивающихся рынках, упал на 7,7% в октябре, а его доходность с начала года стала отрицательной, управляющий продолжает по-бычьему смотреть на фондовый рынок. После резкого падения котировок Шиварон купил акции компаний, выигрывающих от роста экономики: «Мы бы больше беспокоились, если бы волатильность на рынке акций подтверждалась другими факторами, такими как рост обращений за пособиями по безработице или ускорение инфляции».
UBS и Wells Fargo Investment Institute рекомендуют инвесторам сохранять диверсифицированный портфель, несмотря на проблемы с облигациями, рассчитывая, что они придадут ему стабильность в долгосрочной перспективе. Из последних семи медвежьих рынков лишь в двух случаях портфель, состоящий из 60% акций и 40% облигаций, потерял более 20%, говорится в недавнем отчете UBS, который увеличил вложения в казначейские бонды.
Перевел Михаил Оверченко