Американские компании повышают цены на свои товары

Это может означать конец долгого периода низкой инфляции в США
Долгому периоду низкой инфляции в США, похоже, пришел конец
Долгому периоду низкой инфляции в США, похоже, пришел конец / Dado Ruvic / Illustration / REUTERS

За последнюю неделю американские компании повысили цены на многие товары – от авиабилетов и краски до еды. Они делают ставку на то, что потребители могут позволить себе платить больше, и перекладывают на них рост издержек на топливо, материалы и продукты питания. Это фактически означает конец долгого периода низкой инфляции, из-за которого Федеральная резервная система США (ФРС) много лет держала процентные ставки около нуля.

Продовольственный гигант Mondelez планирует повысить цены в Северной Америке, чтобы компенсировать увеличение затрат на ингредиенты и транспортировку. Авиакомпании сейчас платят за топливо примерно на 40% больше, чем год назад, а стоимость грузовых перевозок в сентябре выросла на 7% в годовом выражении. К счастью для Mondelez, потребители и ритейлеры теперь готовы платить больше, отмечает гендиректор компании Дирк Ван де Пут. Согласно Conference Board, индекс потребительской уверенности в США в октябре вырос до максимума с 2000 г.

Американские производители также платят сейчас примерно на 8% больше за алюминий и на 38% больше за сталь, чем год назад, так как весной администрация президента США Дональда Трампа ввела пошлины на импорт этих металлов. Кроме того, в сентябре Вашингтон обложил 10%-ными пошлинами импорт товаров из Китая на $200 млрд, что сказывается на бизнесе некоторых компаний. «Все это указывает на рост цен, – говорит главный экономист Grant Thornton Дайан Суонк. – Мы можем увидеть ускорение инфляции в I квартале 2019 г.».

Крупные авиакомпании США также повысили стоимость авиабилетов, чтобы компенсировать рост цен на топливо, и утверждают, что это не ослабило спрос. «Экономика находится в здоровом состоянии, – говорит гендиректор Delta Air Lines Эд Бастиан. – Мы ожидаем, что сможем перекладывать рост стоимости топлива [на потребителей], если нефть продолжит дорожать».

Однако их менее крупные конкуренты, специализирующиеся на бюджетных авиаперевозках, не могут рисковать отпугнуть клиентов. Например, Allegiant Travel отказывается от наименее востребованных рейсов, чтобы сократить расходы. Трудно было повысить цены в этом году и продовольственным компаниям. Сети супермаркетов и онлайн-сервисы по доставке еды были против этого, так как боролись за рыночную долю. Поэтому Kellogg и Hershey использовали другую тактику – они выпустили новые, более дорогие версии некоторых своих товаров. Но, как отмечает гендиректор Hershey Мишель Бак, теперь ритейлеры стали больше готовы к повышению цен на фоне роста потребительских расходов: «Ритейлеры понимают, что, когда издержки растут, им пора уступить».

Производитель красок Sherwin-Williams повысил цены на свою продукцию в октябре вплоть до 6% из-за увеличения стоимости пигментов. Компания и ее конкурент PPG Industries намерены повышать цены и в следующем году. Некоторые операторы ресторанов тоже делают это. Как заявила McDonald’s, органическому росту ее продаж на 2,4% в США в III квартале поспособствовало повышение цен на бургеры.

Сейчас непростой момент для экономики США. Хоть безработица находится на самом низком уровне за последние десятилетия, экономический рост сильный (в III квартале ВВП вырос на 3,5% в годовом выражении), а инфляция уже близка к целевому значению ФРС на уровне 2%, нехватка рабочей силы и торговые конфликты могут привести к дальнейшему росту цен. Правда, другие факторы, например укрепление доллара, которое делает импорт дешевле, могут снизить это давление на цены.

И хоть некоторые компании и могут позволить себе повысить цены, в какой-то момент увеличение цен может помешать росту экономики США. Инвесторы обеспокоены, что ускорение инфляции заставит ФРС быстрее повышать процентные ставки, чтобы предотвратить перегрев экономики.

Перевел Алексей Невельский

Долгому периоду низкой инфляции в США, похоже, пришел конец