Счетная палата: бюджетное правило мешало стабилизации финансового рынка
Минфин считает, что аудиторы не смогли разобраться в механизме правилаПокупка валюты для Минфина в 2018 г. на рынке по бюджетному правилу усиливала нестабильность курса рубля, заявила Счетная палата в отзыве на проект бюджета на 2019–2021 гг. Расходы бюджета рассчитываются исходя из цены нефти в $40/баррель, на доходы, полученные от более дорогой нефти, ЦБ покупает валюту, которую Минфин направляет в Фонд национального благосостояния (ФНБ). С начала года ЦБ купил валюты для Минфина почти на 2,5 трлн руб., а ФНБ с начала года вырос на 1,5 трлн руб. до 5 трлн.
Курс рубля тесно связан с ценами на нефть, и правило помогает уменьшать курсовые риски, признает Счетная палата, но во II и III кварталах 2018 г., когда рубль резко ослаб при высоких и растущих ценах на нефть, механическое применение правила усиливало его нестабильность. Так, ЦБ трижды приостанавливал покупки валюты для Минфина, а в сентябре решил и вовсе не выходить на рынок до конца 2018 г. Такое вмешательство ЦБ Счетная палата считает свидетельством лишь декларации режима плавающего валютного курса (на него ЦБ перешел с конца 2014 г.) и возврата ЦБ к регулированию валютного рынка. «Ведомости» ожидают ответа представителя ЦБ.
За год удалось постепенно снизить зависимость курса рубля от цен на нефть, признает Счетная палата, и растет роль других факторов, но правило вместо стабилизации рынка его разбалансирует, и, возможно, его стоит скорректировать. Эффект от использования правила однозначный – снижение зависимости курса от цен на нефть, спорит замминистра финансов Владимир Колычев (его слова приводит представитель Минфина).
Некоторая нестабильность курса наблюдалась в апреле и в конце лета – начале осени, но она была связана не с механизмом правила, а потоками капитала, объясняет он, ЦБ на такие эпизоды реагирует, обеспечивая финансовую стабильность, и механизм операций на валютном рынке по правилу один из инструментов ЦБ. Неожиданно, что Счетная палата не смогла разобраться, что риски для финансовой стабильности связаны с потоками капитала, а правило как раз усиливает устойчивость финансовой системы к таким рискам, удивлен Колычев.
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин не раз выступал за изменение бюджетного правила, предлагая поднять цену отсечения до $45/баррель, а дополнительные доходы направлять на инвестиции. А будучи председателем Центра стратегических разработок, он предлагал скорректировать сам механизм правила – привязывать его параметры не только к ценам на нефть, но и к налоговыми поступлениями от ненефтегазового сектора. Кроме того, для большей гибкости правила Кудрин предлагал дать правительству право при экстремальных шоках краткосрочно увеличивать структурный дефицит и ограничивать траты резервов. «Когда правило принималось, то обсуждалось, что, возможно, оно должно сглаживать не только колебания цен на нефть, но и циклические колебания экономики. Но решили не усложнять правило – и для восприятия, и для реализации», – говорила в интервью «Ведомостям» председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Проблема правила в том, что оно плохо структурировано для ситуации высоких цен на нефть и высокого оттока капитала, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, в таких случаях правило давит на рынок. К правилу есть вопросы, согласен главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров, но резервы пока отстают от резервов, накопленных до 2008 г., а опыт прежних кризисов показывает, что они играют существенную роль, лучше придерживаться жесткого правила.