Бизнес, попавший под санкции, может получить льготы
РСПП предлагает дать послабления в антиофшорном законодательствеПредложения поддержать налоговыми послаблениями бизнес, попавший под санкции, президент РСПП Александр Шохин направил первому вице-премьеру и министру финансов Антону Силуанову. Получение такого письма подтвердил представитель Минфина. Компании, попавшие под санкции, вынуждены быстро менять структуру собственности, финансирования и управления, а из-за этого – платить дополнительные налоги, сетует Шохин. Иногда они не могут получить документы за рубежом, чтобы выполнить российский закон о деофшоризации – правила о контролируемых иностранных компаниях (КИК), продолжает президент РСПП, поэтому закон нужно поправить.
Позиция Минфина пока не сформирована, будем обсуждать вопросы, говорит представитель министерства. Представитель РСПП отказался от комментариев.
Платить налог с нераспределенной прибыли КИК по ставке 20% компании должны с 2017 г. Но уже в конце 2017 г. на встрече с бизнесом президент Владимир Путин обещал доработать закон с учетом их предложений. А председатель правительства Дмитрий Медведев поручал помочь компаниям, попавшим в санкционные списки США, и в Минфине для этого был создан специальный департамент.
Самыми болезненными санкции оказались для тех, кто попал в список особых национальных структур и людей (SDN). В нем оказались подконтрольные Олегу Дерипаске UC Rusal, En+ Group и группа ГАЗ, группа «Ренова» Виктора Вексельберга, «Рособоронэкспорт» и др. Включаясь в любой бизнес с компаниями из списка SDN, компании и люди из любых юрисдикций рискуют и сами попасть под американские санкции.
Ключевые предложения РСПП – дать компаниям отсрочку в выплате налога с контролируемых иностранных компаний на время действия санкций и сделать для них безналоговую ликвидацию КИК бессрочной, написано в предложениях РСПП («Ведомости» ознакомились с копией предложений, подлинность содержания документа подтвердил чиновник). Правила расчета прибыли по КИК – это финансовая отчетность, но зарубежные компании отказываются обслуживать санкционные компании – предоставлять аудиторскую отчетность, банки не желают выдавать выписки, очень много задействовано людей, которые просто боятся работать с такими компаниями, объясняет Сергей Калинин, руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Если эти предложения будут приняты, компания сможет не платить налогов с КИК, пока находится под санкциями, а после их снятия – отчитаться за все прошлые периоды. Но предложение неочевидно, а льгота слишком универсальна, опасается налоговый консультант крупной международной компании.
Выгодна и льгота, позволяющая без налогов ликвидировать КИК. По нынешним правилам это можно сделать лишь до марта 2019 г. А при продаже льгота позволяет вычесть рыночную стоимость из доходов. «Это абсолютно беспрецедентная история, подарок от государства», – описывали льготу юристы.
Но ликвидировать КИК тем людям, кто находится под санкциями США, не так просто, а иногда и просто невозможно – сервис-провайдеры отказываются обслуживать КИК людей под санкциями, констатирует РСПП.
Есть компании, которые хотели бы перевести бизнес в Россию, но не могут, в том числе потому, что бизнес юридически создан для деятельности именно за рубежом, они ведут реальный бизнес, хотя и попадают под правила КИК, объясняет партнер Ronlaw Partners Павел Романенко, сейчас у таких компаний возникают проблемы за рубежом.
Среди других идей РСПП – освободить от налогов долги компаний, которые из-за санкций компании не могут обслуживать, например прощенный долг от налога, а в случае его конвертации в капитал компании – отсрочить выплату налога с накопленных процентов. Еще одно предложение – упростить компаниям подтверждение права на доход для получения льгот при выплате дивидендов и процентов в другие страны, снизить пороги владения компанией, которые позволяют освободить дивиденды от налогов.
Компании, попавшие под санкции, действительно могли столкнуться с трудностями, говорит Калинин, и государство должно это учитывать.
Важно ввести меры, устраняющие избыточную незапланированную налоговую нагрузку на компании, попавшие под санкции, поддерживает его партнер EY Марина Белякова.
Но предложения РСПП производят такое впечатление, как если бы ребенок попросил коробку очень вкусных шоколадных конфет, но только ему и никому другому, спорит руководитель налоговой практики UFG Wealth Management Юрий Куликов. Отдельные предложения действительно было бы справедливо ввести для санкционных компаний – например, мораторий на выплату налога с прибыли КИК, если невозможно сделать отчетность. Но другие меры и весь пакет предложений РСПП производят впечатление желанного, но не очень залуженного подарка, считает он: например, освобождение от налогов при проведении внутригрупповых реструктуризаций или гарантии на взыскания налогов за периоды, до того как компания признала себя налоговым резидентом России, странно вводить только для тех, кто под санкциями, заключает Куликов.
С одной стороны, понятно стремление предпринимательского объединения и чиновников помочь попавшему в сложную ситуацию российскому бизнесу, но с другой – меры поддержки должны быть соразмерны проблемам, считает партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов. Например, если российской компании нельзя вести бизнес как резиденту иностранной юрисдикции, довольно легко сделать компанию российским резидентом по критерию места управления и вообще избавиться от многих проблем, связанных с КИК, предлагает он. А чтобы обойти ограничение в подготовке отчетности по МСФО, подготовить ее по РСБУ, продолжает Вахитов.
Важно соблюдать равенство налогоплательщиков перед законом, а появление категорий подсанкционных льготников с необоснованными освобождениями от обязанностей общего для всех прочих компаний режима будет иметь довольно сильный негативный эффект для законопослушных налогоплательщиков, заключает Вахитов.
Представители UC Rusal и «Реновы» не ответили на запросы «Ведомостей», направленные вечером в четверг.-