Правительство утвердило план развития магистральной инфраструктуры

Половину средств на него чиновники рассчитывают привлечь у бизнеса, но сделать это будет сложно
Больше всего, 655 млрд руб., будет стоить строительство и реконструкция дорог в транспортном коридоре Европа – Западный Китай
Больше всего, 655 млрд руб., будет стоить строительство и реконструкция дорог в транспортном коридоре Европа – Западный Китай / Максим Стулов / Ведомости

Правительство окончательно утвердило план развития магистральной инфраструктуры, сообщил министр транспорта Евгений Дитрих: в России начинается мегастройка. К 2024 г. по замыслу чиновников транспортная система страны должна существенно улучшиться, грузооборот – увеличиться, а экономическая связанность территорий – повыситься. Документ опубликован на сайте правительства.

В план вошли объекты транспортной и энергетической инфраструктуры. Стоимость транспортной части плана – 6,3 трлн руб., 3 трлн из них даст федеральный бюджет, остальное – внебюджетные источники. Стоимость энергетической части не раскрывается.

Больше всего, 655 млрд руб., будет стоить строительство и реконструкция дорог в транспортном коридоре Европа – Западный Китай: бюджетных из них 390 млрд, пока предусмотрено 67 млрд руб. Пока Минтранс объявил о строительстве трассы Москва – Казань и обхода города Тольятти как частей коридора; а частный проект автодороги «Меридиан», другой вариант маршрута, в плане указан со звездочкой, т. е. на него нет бюджетного финансирования. Не предусмотрено бюджетного финансирования и для моста на Сахалин – но в плане он есть.

Цели амбициозные: увеличить экспорт услуг транзитных перевозок на 35%, ввести 301 км высокоскоростных магистралей в 2024 г., с девяти дней до семи сократить срок транзита от западной границы до дальневосточных портов, развить грузоперевозки по Северному морскому пути и т. д.

Наконец-то страна решила, что будет строить до 2024 г., радуется вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков: возрастет привлекательность для частных инвесторов инфраструктуры, ключевая проблема – отсутствие длинных и дешевых денег.

Внебюджетное финансирование плана должны дать частные инвесторы и банки. Основная проблема – очень ограниченное число компаний и инвестфондов, заинтересованных в долгосрочной устойчивости экономики проектов, а не в прибыли от подрядов, говорит первый зампред правления ВТБ Юрий Соловьев. Залог прав по концессии ЦБ не приравнивает к госгарантии, оценивая качество залога, сетует он, хотя правительство или регион обязуются обеспечить возврат кредита банку по концессионному соглашению. Необходимо это как-то предусмотреть, согласен Чистяков.

Немного облегчит ситуацию фабрика проектного финансирования ВЭБа. Можно получать транши от ВЭБа на оплату процентов на инвестиционной фазе, ВТБ уже так работает с ВЭБом в нескольких проектах, сообщает Соловьев.

Основная проблема – нет готовой проектной документации, говорит сотрудник строительной компании: проектирование таких объектов, как мост на Сахалин, должно занимать не менее трех лет, мост в Крым построили быстро по политическим причинам, был большой риск. Из-за отсутствия проектов большая часть железнодорожных планов может остаться планами, опасается он, останется только высокоскоростная магистраль.

Представители Минэкономразвития и ЦБ на вопросы «Ведомостей» не ответили, Минтранса – отказался от комментариев.-