Центробанк отчитался об аномальном падении импорта
Это может говорить о падении инвестиционного и потребительского спросаИмпорт товаров за III квартал сократился до $63 млрд с $63,8 млрд за тот же период годом ранее, сообщил во вторник ЦБ. Импорт сильно подвержен сезонности, замечает Олег Солнцев из ЦМАКПа: как правило, во втором полугодии он начинает расти ускоренными темпами, отчасти обусловливая августовские девальвации.
Но в этот раз все иначе – импорт упал в годовом выражении и к предыдущему кварталу. Ситуация аномальная, предупреждает Солнцев: если это не ошибки статистики, рынки «не принимают» импортные товары. В последний раз импорт в III квартале снижался в квартальном выражении в 2014 г. – в разгар кризиса, отмечает он.
На фоне роста экономики традиционно должен расти и импорт, удивляется и главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Сокращение может предвещать замедление конечного спроса, считает она, о чем говорит и слабая динамика запасов предприятий во II квартале. Также мог упасть импорт инвестиционных товаров, поскольку завершились крупные государственные стройки, например Крымского моста, предполагает Орлова. Замедлился с 20 до 10% в годовом выражении и рост несырьевого экспорта, замечает она.
Исторически падение импорта наблюдалось в периоды кризисов, когда девальвировался рубль и падал спрос, говорит директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов: с IV квартала 2013 г. по II квартал 2016-го, а до этого – в 2009 г. А сейчас впервые в новейшей истории импорт снижался, а экспорт бурно рос – на 30% до $109,6 млрд. Это следствие задавленного внутреннего спроса, как инвестиционного, так и потребительского, согласен Тремасов.
Также могла сказаться апрельская девальвация рубля из-за санкций США, замечает он, но какой из факторов – девальвация или спрос – влиял сильнее, пока не ясно.
Существенное сокращение спроса фиксируют и предприниматели. В начале III квартала промышленность столкнулась с его самым существенным для последнего времени снижением, показал опрос предпринимателей, проведенный Институтом Гайдара. Продажами довольны не более 60% из них, это многолетний минимум, указывали аналитики РАНХиГС. Прогнозы спроса не сулят оживления продаж – скорее наоборот, отмечали они: с апреля они находятся на худших уровнях с середины 2016 г. Такого устойчивого пессимизма не наблюдалось с апреля 2015 г.
В результате рекордным оказался и профицит счета текущих операций – в III квартале он достиг $26,4 млрд. Это максимум с 2008 г. А в доле экономики это абсолютный рекорд – около 6,5% ВВП, оценивает Тремасов. За девять месяцев профицит текущего счета вырос в 3,8 раза в годовом выражении до $75,6 млрд, за весь год ЦБ в базовом сценарии ждет $98 млрд.
Сальдо текущего счета поддерживается ростом экспорта при замедлении роста импорта, объясняет ЦБ. Счет текущих операций очень сильный из-за высоких цен на нефть и стагнации импорта на фоне дешевого рубля, замечает Солнцев: в 2000-е гг., например, росту цен на нефть сопутствовали рост внутренней экономики и укрепление реального курса рубля.