Развивающиеся страны столкнулись с двойной угрозой
Ослабление национальных валют совпало с ростом цен на нефть до $80 за баррельМногие развивающиеся страны столкнулись с двойной угрозой – курсы их валют упали, а нефть подорожала. Цена барреля Brent превысила $80, достигнув максимума за четыре года, а к середине 2019 г. может достигнуть, по прогнозам Bank of America Merrill Lynch, $95.
Баррель Brent подорожал на 22% в этом году. Но в турецких лирах он стал дороже на 96%, в индийских рупиях – на 39%, а в индонезийских рупиях – на 34% (в рублях – на 40,7%. – «Ведомости»). Такие крупные развивающиеся страны, как Турция, Индия и Филиппины, удовлетворяют спрос на нефть почти или полностью за счет импорта. Поэтому рост цен на нефть ускоряет их инфляцию и увеличивает и без того большой дефицит счета текущих операций, что способствует ослаблению их валют.
Индия, третий по величине в мире импортер нефти, уже думает временно ограничить ее закупки. Бразилия и Малайзия ввели субсидии на бензин, а центробанки Индонезии и Филиппин повысили ставки, чтобы сдержать инфляцию. «У развивающихся стран и так уже полно проблем, а если добавить к ним рост цен на нефть, это создает дополнительный большой риск», – отмечает стратег TS Lombard Джон Харрисон.
Правительствам стран, где рост цен на нефть может спровоцировать уличные протесты, предстоит принять непростые решения. В Индии и Индонезии в следующем году состоятся выборы.
Ранее, когда цены на нефть упали, правительство Индии воспользовалось возможностью отменить субсидии на бензин и ввело налог на него. Теперь местные СМИ призывают Нью-Дели снизить этот налог. Индийские нефтеперерабатывающие компании встретились в сентябре, чтобы обсудить снижение зависимости от импорта нефти, заявил представитель госкомпании Indian Oil Corporation. По его словам, одним из решений может быть использование имеющихся запасов нефти вместо новых закупок.
Правительство Индонезии попросило работающих в стране энергетических гигантов, включая ExxonMobil и ConocoPhillips, продавать добываемую в стране нефть госкомпании Pertamina, а не на экспорт. Так оно надеется поддержать национальную валюту, утверждает Элан Бианторо, вице-президент другой государственной нефтегазовой компании – SKK Migas.
ConocoPhillips отказалась от комментариев, а ExxonMobil не ответила на запрос.
Особенно трудная ситуация в Турции, где на долю энергетики приходится две трети дефицита счета текущих операций. В сентябре министр финансов Берат Албайрак заявил, что единственное долгосрочное решение – увеличить энергетическую независимость страны, и пообещал развивать возобновляемую энергетику.-
Перевел Алексей Невельский