Дознаватели могут получить доступ к банковской тайне

МВД хочет, чтобы их полномочия были расширены уже с 2019 года
Доступ к банковским счетам уже давно относительно прост, говорит партнер Taxology Алексей Артюх
Доступ к банковским счетам уже давно относительно прост, говорит партнер Taxology Алексей Артюх / Евгений Разумный / Ведомости

МВД хочет открыть дознавателям внесудебный доступ к банковской тайне. Уведомление о разработке таких поправок в закон «О банках и банковской деятельности» министерство опубликовало на сайте regulation.gov.ru. Если законопроект будет принят, информацию о банковских счетах и вкладах компаний, а также населения смогут получать не только следователи, но и, например, участковые.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, дознание – это упрощенная форма следствия по уголовным делам, в основном небольшим или простым в расследовании преступлениям, которое ведут органы дознания МВД, а также, в пределах их компетенции, ФССП, пограничной службы, государственной пожарной службы и военной полиции. К дознавателям относятся даже участковые или приставы, которые расследуют, например, неуплату алиментов, говорит руководитель практики адвокатской конторы «Аснис и партнеры» Дмитрий Кравченко: их больше, чем следователей, и банковская тайна может стать доступной широкому кругу людей.

Сейчас внесудебный доступ к банковской тайне может получить только следователь с согласия руководителя следственного органа, говорится в уведомлении. Но и дознавателям нужна подобная информация, считает МВД: за семь месяцев 2018 г. у них в производстве находилось почти 26 000 уголовных дел о преступлениях, связанных с движением денег, за весь 2017 год – 47 037.

Пока дознаватели могут получить информацию по счетам только тех людей, в отношении которых возбуждено уголовное дело, и то с согласия прокурора и суда. Санкция приводит к потере времени и тому, что мошенники успевают обналичить похищенные деньги, рассказывает собеседник «Ведомостей» в МВД. Процесс затянут, указано в уведомлении, прокурор рассматривает запрос около суток (в Москве – до семи суток), а суд принимает решение еще в течение трех дней. Банкам дается на выполнение решения три месяца.

Если уголовное дело в отношении человека не возбуждено, то доступ к его счетам дознавателям полностью закрыт. Из-за этого в 2018 г. сотрудники полиции не смогли получить банковскую информацию в 2128 уголовных делах (за 2017 г. – в 2857 делах), сетует МВД в пояснительной записке. Это затрудняет поиск виновного и снижает шансы на возмещение ущерба по таким делам, указывает МВД. В этом году было возмещено всего 14,8% ущерба, в прошлом – 15,7%.

По словам собеседника «Ведомостей» в МВД, речь идет о том, чтобы дознаватели могли посылать запросы только в возбужденных уголовных делах. По планам министерства законопроект вступит в силу в декабре 2019 г.

Сегодня уже реально не осталось практически никаких тайн, законодатель постепенно расширяет доступ или ограничивает перечень относящихся к ним сведений, сетует Кравченко: «Доступ к бывшим тайнам получают менее квалифицированные сотрудники, как и в случае с дознавателями».

Доступ к банковским счетам уже давно относительно прост, говорит партнер Taxology Алексей Артюх: любой сотрудник полиции может без проблем получить любые данные о компаниях и людях, но с соблюдением некоторых формальностей. Эти формальности помогают избежать необоснованных ограничений и злоупотреблений, рассуждает он.

Риски мошенничества возрастают, считает вице-президент ИК «Регион» Алина Розенцвет. Банковская тайна и так не всегда работает, а теперь перестанет работать совсем, подтверждает топ-менеджер среднего российского банка. Проект может привести к всплеску преступлений, опасается и представитель ВТБ.

Проект укладывается в общую концепцию усиления контроля за финансовыми потоками со стороны государства, отмечает партнер Dentons Константин Третьяков, но это может привести к потере доверия к банковской системе. Если компании без банков не обойдутся, то люди могут начать выводить деньги из банков, считает он.

Доверие к банковской системе и так невысокое, поэтому для банков ничего не изменится, спорит собеседник «Ведомостей» в российском банке. Принятие законопроекта не приведет к значительному оттоку клиентов ВТБ, подтверждает его представитель.

При вступлении закона в силу вряд ли сразу произойдет какой-то массовый отток средств из банков, согласна Ветрова: «Но если действительно информация будет запрашиваться массово или утекать, это может заставить людей отказываться держать остатки на счетах в банках».

Представители МВД, Альфа-банка, «Открытия», Промсвязьбанка, МКБ, Совкомбанка и других крупных банков не ответили на запросы. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.

Исправленная версия. В девятом абзаце изменена должность и фамилия Алины Розенцвет.