Внешэкономбанк лишится части субсидии от бюджета
Но получит дополнительный капитал на развитие из ФНБСпустя несколько месяцев после назначения бывшего первого вице-премьера Игоря Шувалова председателем Внешэкономбанка (ВЭБ) чиновники окончательно договорились о докапитализации банка. «Мы с Игорем Ивановичем Шуваловым договаривались, что власти будут оказывать поддержку по докапитализации института развития, потому что нужны новые кредиты и инвестиции, источником докапитализации будут средства ФНБ, называлась цифра 300 млрд руб.», – сказал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов (его цитирует ТАСС). Принципиально решение принято, уточняет федеральный чиновник, осталось решить, на какой срок будут предоставлены деньги и каким способом. «Это могут быть депозиты, капитал второго уровня», – сказал Силуанов. ВЭБ ведет активный диалог с финансово-экономическим блоком правительства о докапитализации, вопрос в проработке, механизмы и инструменты обсуждаются, лаконичен представитель ВЭБа.
ВЭБ получает поддержку от правительства уже несколько лет подряд, но в 2018 г. она сократилась со 150 млрд до 100 млрд руб. в год. В 2019 г. она сохранится на том же уровне, но уже в 2020–2021 гг. вновь снизится – до 50 млрд руб. в год, следует из проекта бюджета на 2019–2020 гг. («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил федеральный чиновник).
Все средства от государства тут же уходят на резервы и на развитие банка ничего не остается, говорит аналитик «Эксперт РА» Станислав Волков. Логика Минфина – заменить помощь из бюджета на расходы из ФНБ, говорит аналитик Fitch Ratings Александр Данилов. В 2017 г. чистый убыток ВЭБа увеличился до рекордных 287,7 млрд руб., 250 млрд из которых пришлось на дополнительные резервы по проблемным кредитам. В первом полугодии 2018 г. ВЭБ зафиксировал убыток в 75,6 млрд руб., по сравнению с тем же периодом 2018 г. он вырос в 1,6 раза, следует из отчетности банка.
Хватит ли этих денег, зависит от того, сможет ли ВЭБ вернуть активы – около 200 млрд руб. обесцененных кредитов и еще займов на 400 млрд руб., по которым банк получил гарантию от государства, говорит Данилов. Потребность в том, чтобы создавать резервы, еще есть, продолжает он. Капитал же нужен именно первого уровня, чтобы покрыть убытки, считает Данилов, если часть активов все же удастся вернуть, возможно, что-то из 300 млрд руб. пойдет на развитие банка, но не исключено, что понадобится еще больше средств.
Использовать деньги ФНБ можно после того, как не вложенная в проекты часть достигнет 7% ВВП. С начала года ФНБ вырос на 1,5 трлн руб., к сентябрю в нем было 5,2 трлн, или 5,3% ВВП. На конец 2019 г. ФНБ превысит 7%, достигнув 7,8 трлн руб., следует из проекта бюджета. Резервные активы ФНБ в 2019 г. составят около 6%, а уже на конец 2020 г. – 9%, уточняет другой чиновник.
Пока Минфин не обнародовал предложения, что делать с резервами после того, как ликвидная часть ФНБ превысит 7% ВВП. Но Силуанов предупредил, что для того, чтобы полностью соблюсти логику бюджетного правила, траты нефтегазовых доходов, которые поступают в ФНБ, не должны влиять на курс и правильнее направлять деньги фонда на иностранные проекты. Ранее схожую концепцию в письме президенту Владимиру Путину описал министр экономического развития Максим Орешкин, сообщал «Интерфакс». В письме он предлагал направлять деньги фонда на кредиты покупателям российской продукции за границей, льготное финансирование создания производств российских компаний за рубежом и сервисных центров по обслуживанию российской продукции на иностранных рынках. По словам Орешкина, Путин идею поддержал. Концепция же управления деньгами ФНБ Минфина будет разработана до конца этого года, говорит чиновник.
Докапитализация ВЭБа за счет ФНБ противоречит сути правила и будет опасным прецедентом, опасается главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, не ясна и мотивация – зачем связывать докапитализацию ВЭБа с размером резервов. Нужно выбрать, что важнее – независимость бюджета от нефти или изменение структуры экономики, говорил главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров, вряд ли такие расходы резервов разгонят инфляцию или нарушат финансовую стабильность.