Российские компании и банки судились на территории противника и проиграли
Европейский союз отказался снять санкции со Сбербанка, ВТБ, ВЭБа, «Роснефти», «Газпром нефти» и «Алмаз-Антея»Европейский суд в Люксембурге отказался снять с российских компаний и банков санкции ЕС, введенные после присоединения Крыма в 2014 г., сообщил суд. Отменить ограничительные меры просили Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк (ВЭБ), «Роснефть», «Газпром нефть» и «Алмаз-Антей».
Европейский совет может вводить ограничения в отношении российских предприятий, для которых продукция, технологии или услуги из ЕС имеют особо важное значение, решил суд. На обжалование решения у истцов есть два месяца, говорится в решении суда.
Первой в суд с иском о неправомерности санкций обратилась «Роснефть». В 2014 г. она подала жалобу на действия властей Великобритании в Высокий суд Лондона. По мнению компании, Великобритания трактовала санкции слишком широко, что привело к неоправданным ограничениям для ее работы на международных рынках. В январе 2015 г. лондонский суд перенаправил иск «Роснефти» в Европейский суд. Туда с аналогичными исками обратились Сбербанк, ВЭБ, «Газпром нефть», ВТБ и «Алмаз-Антей».
Компании остались недовольны решением. «Роснефть» и «Газпром нефть» назвали решение Европейского суда необоснованным. Сбербанк и «Газпром нефть» изучат решение и определят, какими будут ответные действия, говорится в их заявлениях. «Очевидно, что санкции в отношении ВЭБа были введены только за деятельность банка по диверсификации экономики России, а не за неправомерные действия на территории других стран», – передал через представителя старший вице-президент ВЭБа Игорь Краснов, ВЭБ оставляет за собой право обжаловать решение. Представитель ВТБ отказался от комментариев, его коллега из «Алмаз-Антея» отказался от комментариев. По словам близкого к руководству «Алмаз-Антея» человека, концерн пытался оспорить санкции, ссылаясь, в частности, на то, что на предъявляемых в качестве доказательств использования его техники в конфликте в Донбассе фото из соцсетей изображена техника, не имеющая к нему отношения, – например, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь». Но еще почти год назад стало понятно, что эта аргументация судом принята не будет, и компания потеряла интерес к процессу, сказал собеседник «Ведомостей».
Снять санкции через суд удается крайне редко, да и то не юрлицам, а людям, рассказывает партнер Nektorov, Saveliev & Partners Илья Рачков. Так, в июне Европейский суд в Люксембурге отменил решение о замораживании активов бывшего первого вице-премьера Украины Сергея Арбузова. Но европейские санкции пересматриваются каждые полгода. Поэтому, даже добившись исключения из списка, есть риск попасть туда снова, предупреждает Рачков.
Лучшая стратегия – подать иски в ВТО (ссылаясь на нарушение обязательств ЕС по тарифам и торговле) и Международный суд ООН на основе конвенции о ликвидации всех форм дискриминации, как это сделал Катар, считает Рачков. Судиться на территории противника бессмысленно, объясняет он, поэтому лучше делать это в международных судах.
Исправления версия. Добавлена позиция представителя ВТБ.