Программа раздачи дальневосточной земли так и не стала массовой

За два года участки получили только 44 000 человек, в основном местные жители
Большая часть дальневосточных гектаров выделяется под сельскохозяйственную деятельность/ Игорь Онучин/ РИА Новости

С февраля 2017 г. любой гражданин России может получить в безвозмездное пользование на пять лет бесплатный гектар земли на Дальнем Востоке. Затем можно подать заявление о предоставлении земли в собственность или аренду на 49 лет. На этой земле можно заниматься любой законной деятельностью: построить себе жилье, создать фермерское хозяйство, открыть торговлю или отель. Раздавать земли чиновники решили ради того, чтобы вернуть людей на Дальний Восток: за последние 25 лет регион покинули почти 2 млн его жителей, говорил президент Владимир Путин.

На конец августа было зарегистрировано 122 000 заявлений от желающих участвовать в программе, следует из данных Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК). Но свободной земли еще 197 млн га: лимит исчерпать трудно, говорит представитель АРЧК. Отказов в выдаче почти нет, но получить землю удалось менее чем половине заявителей: выдано около 44 000 участков, еще 77 858 заявок находятся на рассмотрении. Главная претензия заявителей – несправедливая раздача земли в сотнях километров от столиц регионов.

Как получить гектар

Подать заявление на получение дальневосточного гектара можно лично, в МФЦ или онлайн, указав кадастровый номер земельного участка, если он есть, и его площадь. К заявке нужно приложить копию паспорта, документы, подтверждающие права представителя, а также схему размещения земельного участка, если его предстоит образовать. Оформить можно не более 1 га (можно меньше) на каждого гражданина РФ, включая несовершеннолетних детей с рождения. Участок должен быть доступен в электронной системе. Нормативный срок рассмотрения заявки – 45 рабочих дней. Плюс 30 дней дается на подписание гражданином проекта договора.

Дробить гектар, получив несколько небольших участков, нельзя, гектар нельзя получить в черте крупного города, а в городах с населением менее 200 000 человек – можно, рассказывает представитель Минвостокразвития. Брать менее 1 га – нормальная практика, добавляет он: многие люди воспользовались программой, чтобы легализовать постройки – дом, дачный домик, гараж. Вторичного рынка гектаров пока не может быть, так как существующие участки не оформлены в собственность. Как только участок освоен, например на нем появились постройки, он передается в собственность или аренду, граждане начинают платить налог или арендные платежи. Если участок не освоен за пять лет, то он изымается обратно.

Отказов в выдаче гектаров мало: если запрошенный участок нельзя выделить, власти должны предлагать человеку альтернативу. По итогам августа 2018 г. показатель отказов в среднем по регионам Дальнего Востока, по данным АРЧК, не превышает 2%. Основные мотивы для отказа: земельный участок уже кому-то принадлежит либо арендован, выставлен на аукцион, относится к землям общего пользования, на нем есть постройки, его предварительно согласовывали кому-либо еще, зарезервирован для государственных либо муниципальных нужд, находится в границах территории опережающего социально-экономического развития, особой экономической зоны или зоны территориального развития, находится на площадях залегания полезных ископаемых, запасы которых поставлены на государственный баланс, находится в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Летом 2017 г. были приняты поправки в закон «О дальневосточном гектаре», которые существенно расширили площади земли, предоставляемой гражданам: теперь в программу включены территории защитных лесов и охотничьих угодий.

Подать заявление о передаче участка в собственность или в аренду на срок до 49 лет нужно как минимум за полгода до дня окончания срока действия договора, иначе договор безвозмездного пользования земельным участком считается прекратившим свое действие. Получив в собственность участок, его можно перепродать, но только не иностранным гражданам и государствам.

Где гектар желаннее

Депутат «Справедливой России» Федот Тумусов прогнозировал, что в основном переселенцы захотят поехать в те регионы округа, в которых есть много «благодатных земель», – в Амурскую область, Приморский край, Еврейскую автономную область и Хабаровский край, а насчет интереса к Якутии, Чукотке и Магадану у него были «большие сомнения». В основном эта гипотеза подтвердилась.

Почти половина поданных заявлений на выдачу гектаров – в Приморском крае (48 000); в Республике Саха, Хабаровском крае, Сахалинской области в среднем в 2–3 раза меньше. «Приморский край привлекает своим климатом, он наиболее мягкий и комфортный среди всех дальневосточных регионов. У этой территории есть хороший рекреационный потенциал», – говорил замминистра по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев.

Замыкает топ-5 по количеству поданных заявлений Амурская область. В ней, а еще в Хабаровском крае и Магадане лучшее соотношение поданных заявок и полученных земель – почти 1:1.

Однако о массовом притоке новых людей в регион речь не идет. Среднестатистический участник программы «Дальневосточный гектар» – мужчина 43 лет, который уже проживает на Дальнем Востоке, следует из данных АРЧК. Около 80% получателей гектара – жители ДФО, почти половина из них берут его для индивидуального жилищного строительства (41%), многие – для ведения подсобного хозяйства либо сельскохозяйственного использования. Они рассчитывают заняться растениеводством, пчеловодством, животноводством, другими видами сельскохозяйственной деятельности, рассказывал глава АРЧК Валентин Тимаков.

Среди получателей гектара из других регионов, по данным АРЧК, больше всего жителей из мегаполисов. Более тысячи заявок пришло из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, а топ-4 замыкают выходцы из Краснодарского края.

Опыт Российской империи

В истории России похожий механизм раздачи земли и переселения из европейской части страны в Сибирь, Среднюю Азию и на Дальний Восток уже существовал во второй половине XIX – начале ХХ в. Первая программа была создана после отмены крепостного права в 1861 г., землю в Сибири и Средней Азии за без малого 45 лет существования программы получили 1,5 млн человек. Таким образом, в среднем в год переселенцами становились примерно 34 000 человек. Для переезда требовалось разрешение Министерства внутренних дел и веские аргументы. Семья могла закрепить за собой до 100 десятин земли (109 га), – такие наделы, например, давали в Амурской и Приморской областях. Новая программа по переселению в Сибирь и на Дальний Восток стала частью аграрной реформы, которую запустил в 1906 г. премьер Петр Столыпин. По новым правилам право переселения предоставлялось всем без ограничений. Землю – по 50 десятин на семью – переселенцы получали даром и в собственность, а не в пользование, как прежде. Программа оказалась чрезвычайно успешной: по ней переехало 3,5 млн человек, было введено в оборот более 3,5 млн десятин ранее пустовавших земель.

Однако врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко в ходе предвыборной кампании в июле эти данные поставил под сомнение. По его словам, жители Москвы за гектаром не едут. К тому же люди, которые получили гектар, требуют от властей обеспечить их инфраструктурой. «Мы еще себя не обеспечили, свои города, а мы уже на себя новые обязательства натянули, что на этом гектаре мы должны построить новые улицы, – цитировало Тарасенко ИА Regnum. – Теперь я должен протянуть электричество. Сделал человек гектар себе в Хасанском районе вдоль побережья, а теперь требует: протяни мне электричество, дай мне улицу, дай дорогу, сделай мне мусорку, я хочу, чтобы здесь у меня магазин был. Я еще в городах не навел порядок». «По-моему, кто-то поторопился с этой программой», – добавлял Тарасенко.

Многие люди курсором выбирают участок посреди тайги, а потом оказывается, что туда невозможно добраться, рассказывает представитель АРЧК. Более опытные участники программы выбирают участки там, где раньше находились воинские части, указывает он. Например, 32 участка были выбраны в поселке Кулу, бывшем пограничном пункте, где уже имеются дороги, линии электропередачи и законсервированная водозаборная скважина, сообщал руководитель департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области Александр Просин. В населенных пунктах Ольского городского округа компактно расположено более 20 земельных участков, в которых частично есть инфраструктура.

На интернет-форумах потенциальные участники программы высказывают сомнения, что можно получить хорошие участки близко к развитой инфраструктуре, а ведь если не будет дорог, электричества, возможности пробурить скважину, участком мало кто сможет воспользоваться. При этом некоторые жалуются, что пригодные к сельхозпроизводству земли уже розданы, свободной земли просто нет, а остаются неудобья – т. е. болота, овраги и сопки.

В 2017 г. на прямую линию с президентом дозвонился житель Приморья Иван Таркин: он жаловался на бюрократические сложности с получением земли на территории охотничьих угодий в 45 км от Владивостока между двумя селами. После звонка проблема была моментально решена, однако и через год ничего построить на участке Таркин не может: «Электрики говорят, что не будут тянуть электричество, пока у меня там не будет что-то стоять. А я не могу ничего поставить, пока не будет дороги», – объяснял он (цитата по «РИА Новости»). Отсутствие электричества на участке на 30% увеличивает стоимость работ.

Чтобы совместно добиваться проведения коммуникаций, получатели гектаров нередко объединяют свои заявки. Всего коллективных заявок, по данным АРЧК, почти 16 000. Больше всего их, по данным АРЧК на конец августа, было в Республике Саха (Якутии) – 4643, а также в Приморском крае – 5880. Свыше 1000 коллективных заявок подано в Амурской области, Хабаровском крае и на Сахалине. «Мы уже видим, что этот гектар создает новые населенные пункты на Дальнем Востоке, которые появятся на глобусе мира и в нашей стране, естественно», – говорил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт в прошлом году.

Пока речь лишь о трех поселениях, уточнил представитель АРЧК. Первый населенный пункт в Хабаровском крае уже получил свое название – село Дальневосточное (договоры заключены с 702 гражданами на пользование 435 земельными участками площадью 232 га). По закону в случаях, когда более 20 участков обладают смежными границами и расположены в пределах населенного пункта или на расстоянии не более 20 км от населенного пункта, власти берут на себя проведение коммуникаций. По оценкам Хабаровского края, на это потребуется 513 млн руб.

Создание еще двух населенных пунктов возможно в Сахалинской области: рядом с с. Южный Сокол площадью 178 га и вблизи р. Подорожка площадью 126 га. На каждой из этих территорий договоры безвозмездного пользования заключены приблизительно с 200 гражданами. По оценкам Сахалинской области, затраты на строительство инфраструктуры составят порядка 1,5 млрд руб.

Правительство готово рассмотреть предложения глав регионов об оказании помощи в создании коммунальной и социальной инфраструктуры для территорий, на которых больше 100 участков, но пока таких предложений от глав регионов не поступало, заметил представитель АРЧК.

Зачастую скопления выделенных земельных участков превращаются в своего рода агломерации – их всего 83, к тому же за счет дальневосточных гектаров расширены границы 30 существующих поселений. Информация о расположении агломераций дальневосточных гектаров направлена в региональные правительства, ведется пересмотр планов развития инфраструктуры, сообщил представитель АРЧК.

Зачем берут гектары

По данным АРЧК, лишь 8% заявителей получали гектары для предпринимательской деятельности, почти 12% – для развития туризма и рекреационных целей. Среди необычных идей бизнеса ослиная ферма на Камчатке, страусиная – в Хабаровском крае, выращивание спаржи в Приморском крае, ипподром в Приморском крае, производство йогуртов и мороженого, каток. Гораздо чаще обладатели гектаров планируют организовать на них магазины, кафе или автозаправки.

Для комплексного продвижения туристических проектов на Дальнем Востоке получатели гектаров создали специализированный ресурс «Накрайземли.рф». На сайте есть описание пары десятков проектов, которые пока не запущены. Близ Южно-Курильска строится «баня у дяди Юры»; в курортном поселке Горные Ключи – семейный экоотель «Долина лотосов» с мини-фермой; экскурсионные программы по местам найденных останков динозавров и экстрим-туризм развивает проект «Сказка»; в ходе девятидневного тура «Слушаем птиц Дальнего Востока» можно будет увидеть и услышать около 300 видов перелетных птиц. Житель Москвы Нарек Оганисян по программе вместе с семьей получил целый остров Чакмут площадью 3 га, расположенный между материком и Сахалином в Амурском лимане, который планирует использовать для разных форм туризма.

Но так повезло не всем. В группе «В контакте» «Дальневосточный гектар. Сахалин» описана история еще одного претендента, который пытался получить участок на территории бывшего совхоза для строительства турбазы, но участок был выведен из программы и отдан бизнесу под ферму, а других подходящих участков чиновники подобрать не смогли. «Такой практики – выдавать лучший участок под бизнес – нет. К тому же государство не дает гражданам участки. Оно дает право выбрать участок там, где это разрешено», – говорит представитель АРЧК.

Но понятие «дальневосточный гектар» зачастую условно. В Хабаровском крае землю по программе оформляют даже под гараж, причем рядом с многоквартирным домом. «400 участков люди взяли рядом со своим домом для установки гаража. По 30–40 кв. м. И теперь абсолютно законно рядом с их многоэтажным домом стоит гараж», – сообщала пресс-служба Минвостокразвития.

Некоторые физлица гектар берут просто так, поскольку бесплатно, с надеждой потом подороже продать, констатирует заместитель гендиректора консалтинговой группы «Ирвикон» Ирина Алехина. В основном в программе «Дальневосточный гектар» выделяют земли сельхозназначения в зоне рискованного земледелия: там резко континентальный климат (холодные зимы, жаркое лето, нестабильные осадки – то много, то засуха), добавляет она. Стоимость 1 га – от 15 000 до 80 000 руб. По факту многие берут земли придорожной полосы и используют земли сельскохозяйственного назначения как земли промышленного назначения, хотя такое использование (например, придорожное кафе, стоянка, магазин) незаконно. Перевод земель из сельхозназначения в промышленное – это долго и дорого, не менее полутора лет, не гарантирован положительный результат, говорит Алехина.

Помощь деньгами

«У нас есть земля, есть активные люди. Сейчас потихонечку начнет накапливаться опыт освоения», – говорил полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Он обещал доработать инструменты оказания помощи, в том числе финансовой. Среди них компенсация расходов на переезд и перевоз имущества, оплата найма жилья, оплата подъемных.

С начала программы выдачи гектаров финансовую поддержку получили более 1500 граждан на сумму 443 млн руб., наиболее востребованы меры поддержки по линии Министерства сельского хозяйства, рассказывает представитель АРЧК: субсидии на содержание коров и свиноматок, гранты по программе «Начинающий фермер», единовременная финансовая помощь безработным гражданам при их регистрации в качестве ИП, гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. Существует и ряд программ получения льготного финансирования. К примеру, Сахалинский фонд развития предпринимательства предоставлял займы до 3 млн руб. под 3–8%, фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края предоставляет микрозаем под 7% годовых, Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства – финансирование под 8% годовых, кредиты под 5% годовых предлагает Россельхозбанк, специальные программы есть у «Почта банка» и у якутского Алмазэргиэнбанка. Но, по данным АРЧК, льготные микрозаймы и кредиты оформили лишь 36 человек в разных регионах.

Ажиотаж спал

Программа доказала, что человек, находясь в Краснодаре, может выбрать землю, оформить заявление онлайн или в своем МФЦ, говорит представитель АГЧК: меры поддержки будут развиваться. Люди только приступают к освоению земельных участков, задача агентства – помочь им в этом расширением мер господдержки и созданием новых сервисов по реализации сбыта произведенной продукции, кооперации.

«Многие дальневосточники говорили о том, что программа им помогла получить землю быстро и без каких-либо дополнительных затрат, – ту землю, которую они планировали покупать или даже не могли себе позволить купить, а только мечтали об этом», – утверждает он.

Покупка земли не проблема – 1 га земли Дальнего Востока стоит 10 000–25 000 руб., оценивал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. Он предлагал изменить подход: давать не гектары, а работу, создавать рабочие места и инфраструктуру. Без создания дорогостоящей инфраструктуры раздача гектаров – популизм, оценивал председатель совета ЦСР Алексей Кудрин. В городах развит рынок труда, зарплата выше, немногие решатся отказаться от этого в обмен на то, что мало кому интересно, – гектар, согласен старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. К тому же сельским хозяйством давно занимаются крупные холдинги, говорит он, для развития Дальнего Востока нужно создавать высокооплачиваемые рабочие места.

Ажиотаж населения, желающего участвовать в программе, спал: еженедельно от граждан, желающих получить в безвозмездное пользование свой участок в Магаданской области, поступает от двух до восьми заявок, сообщал Просин.

В истории России похожий механизм раздачи земли и переселения из европейской части страны в Сибирь, в Среднюю Азию и на Дальний Восток уже существовал – во второй половине XIX – начале ХХ в. Первая программа была создана после отмены крепостного права в 1861 г., землю в Сибири и в Средней Азии за без малого 45 лет существования программы получили 1,5 млн человек. Таким образом, в среднем в год переселенцами становились примерно 34 000 человек. Для переезда требовалось разрешение Министерства внутренних дел и веские аргументы. Семья могла закрепить за собой до 100 десятин земли (109 га), – такие наделы, например, давали в Амурской и Приморской областях. Новая программа по переселению в Сибирь и на Дальний Восток стала частью аграрной реформы, которую запустил в 1906 г. премьер Петр Столыпин. По новым правилам право переселения предоставлялось всем без ограничений. Землю – по 50 десятин на семью – переселенцы получали даром и в собственность, а не в пользование, как прежде. Программа оказалась чрезвычайно успешной: по ней переехали 3,5 млн человек, было введено в оборот более 3,5 млн десятин ранее пустовавших земель.

Фото из архива краеведческого музея Алтайского края