Венесуэла пустеет из-за кризиса

Число частных компаний за 20 лет упало в пять раз, население за три года – на 7%
Тревогу из-за массовой эмиграции венесуэльцев бьет «Пентагон с целью оправдать вторжение», утверждают представители правительства
Тревогу из-за массовой эмиграции венесуэльцев бьет «Пентагон с целью оправдать вторжение», утверждают представители правительства / Martin Mejia / AP Photo

Несколько десятилетий назад венесуэльцы летали из Каракаса в Париж на сверхзвуковых лайнерах Concorde. Теперь они покидают разоренную экономическим кризисом и оказавшуюся в политической изоляции страну на своих двоих через границу с Колумбией, Эквадором или Бразилией. Вместе с жителями из страны уходят иностранные компании, а остающиеся пока венесуэльцы стремительно сворачивают бизнес.

Бегство населения из Венесуэлы по своим масштабам приближается к кризису, сравнимому с попытками сирийских и африканских мигрантов попасть в ЕС через Средиземное море, предупредила ООН. По ее оценкам, с 2015 г. страну покинули 2,3 млн человек, или 7% населения. Однако президент Николас Мадуро говорит всего лишь о 600 000, а вице-президент Делси Родригес называет отток «нормальным». По ее словам, тревогу бьет «Пентагон с целью оправдать вторжение в Венесуэлу».

Каракас и пустота

Экономика Венесуэлы сократилась вдвое с 2013 г., когда Мадуро пришел к власти. Добыча и экспорт нефти упали до уровня 1940-х гг., транснациональные корпорации уходят из страны, а иностранные посольства закрываются или сокращают число дипломатов. «В Каракасе жуткое ощущение современного города, чьи жители навсегда уехали в отпуск, – отмечает Дэвид Смилд из американской правозащитной организации WOLA. – Здания, улицы и дороги остались прежними, но пешеходов, автомобилей и товаров вдвое меньше».

Особенно заметна растущая изоляция Венесуэлы в международном аэропорту «Майкетия» под Каракасом. Когда Concorde впервые приземлился там в 1976 г., столица Венесуэлы была вторым по популярности направлением в Южной Америке, уступая только Рио-де-Жанейро. На сверхзвуковых самолетах состоятельные венесуэльцы, уверенные в будущем своей экономики благодаря экспорту нефти, могли всего за шесть часов долететь до Парижа.

Теперь в основном внутренние рейсы из «Майкетии» осуществляют скромные местные авиакомпании, а коридоры и магазины аэропорта пустуют. Число пассажиров международных рейсов сократилось с 2013 г. на 74%. Большинство из 32 иностранных авиакомпаний, летавших в страну, прекратили рейсы из-за проблем с безопасностью, операционных сложностей и низкого спроса. Каракас лишился прямого воздушного сообщения с Германией, Италией, Бразилией, Мексикой, Аргентиной, Перу и Чили. «Повезет, если мы продадим три или четыре бутылки в день, – говорит продавщица рома в хорошо укомплектованном, но пустующем магазине duty free. – Многие венесуэльцы не могут позволить себе такую роскошь, как хороший ром».

Исход компаний и дипломатов

Свой завод в Каракасе недавно закрыла итальянская Pirelli из-за нехватки сырья для производства шин. Страну покинули десятки американских компаний, включая Kellogg, Kimberly-Clark и Clorox. Венесуэльских компаний тоже становится все меньше. «Двадцать лет назад в Венесуэле было около 650 000 частных компаний, а сейчас только 140 000», – утверждает Виктор Мальдонадо, бывший руководитель Торговой палаты Каракаса.

Импорт сократился с $66 млрд в 2012 г. до $11 млрд в 2017 г. Из-за отсутствия достоверных экономических данных импорт, возможно, является одним из лучших показателей для оценки уровня жизни в Венесуэле, отмечает инвестбанк Caracas Capital. По его прогнозам, в этом году реальный импорт на душу населения окажется минимальным с 1946 г.

Венесуэла оказалась в дипломатической изоляции. В июле Австрия закрыла посольство в Каракасе вслед за рядом других европейских стран. В феврале Венесуэла сообщила, что закроет консульства в Хельсинки, Копенгагене и Стокгольме из-за нехватки средств.

Внешняя изоляция

В Латинской Америке страна все больше напоминает изгоя. Эквадор, до недавнего времени бывший ее верным союзником, в августе вышел из торгового альянса социалистических латиноамериканских стран ALBA, который создал с Венесуэлой и Кубой в 2004 г. В конце августа Колумбия подтвердила выход из Союза южноамериканских наций. «Мы не можем и дальше быть частью организации, являющейся главным пособником диктаторского режима Венесуэлы», – заявил новый президент Колумбии Иван Дуке.

Министры 11 стран Латинской Америки встретились на этой неделе в Эквадоре, чтобы обсудить венесуэльский миграционный кризис. В среду эту проблему в Вашингтоне должны обсуждать представители Организации американских государств.

США и ЕС ввели санкции против высокопоставленных венесуэльских чиновников. Но в экономическом кризисе виноваты не санкции, введенные после его начала, а режим Мадуро, утверждает британский Институт Адама Смита: «Санкции не запрещают ни импорт товаров в Венесуэлу, ни импорт венесуэльских товаров и нефти в США. Запрет на поставки оружия не мешает поставлять в страну туалетную бумагу и лекарства».

Перевел Алексей Невельский