Правительство получило список инфраструктурных проектов почти на 7 трлн рублей

Они должны ускорить рост экономики
Проекты были разделены на две группы – развивающие и поддерживающие магистральную инфраструктуру
Проекты были разделены на две группы – развивающие и поддерживающие магистральную инфраструктуру / Ярослав Чингаев / Ведомости

Минэкономразвития отобрало 200 инфраструктурных проектов, строительство которых частично оплатит бюджет, следует из проекта плана развития магистральной инфраструктуры до 2024 г. («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердили два федеральных чиновника). Всего за шесть лет на них может быть потрачено 6,9 трлн руб. (3,1 трлн руб. из федерального бюджета, в котором уже предусмотрено 1,2 трлн руб.), сообщал ранее РБК и подтвердили «Ведомостям» чиновники. План разрабатывается по поручению президента Владимира Путина, сейчас он находится на согласовании в правительстве, говорит чиновник. Проект также направлен и президенту, сказал чиновник. Пресс-секретарь президента не ответил на запрос «Ведомостей» во вторник вечером.

Проекты еще будут проходить фильтры (например, эффекта для бюджета и социально-экономического развития регионов, степени проработанности, можно ли реализовать их без бюджетных средств), знает представитель Минэкономразвития, также будет учитываться прогноз грузовых и пассажирских перевозок до 2024 г. В Минфин план официально не поступал, говорит его представитель. Предложения Минтранса направлены в Минэкономразвития, лаконичен представитель министерства. Представитель вице-премьера Максима Акимова отказался от комментариев.

Всего министерства и регионы предложили Минэкономразвития включить в план 690 объектов. Из них в проект попали лишь 200. При отборе министерство рассматривало только те проекты, достроить которые планируется до 2024 г., а также оценивало вклад в достижение целей майского указа президента Владимира Путина. Проекты были разделены на две группы – развивающие и поддерживающие магистральную инфраструктуру. В первую очередь Минэкономразвития предлагает выделять деньги на поддерживающие проекты, но не более 30% бюджетных средств. Остальные – на проекты развития. Отбирая их, министерство также оценивало вклад в выполнение указов и эффективность. Методика оценки проектов дорабатывается, предупреждает представитель Минэкономразвития.

Самый дорогой проект для бюджета – строительство и реконструкция дорог маршрута Европа – Западный Китай из указа президента: на него необходимо 560 млрд руб., из которых бюджет может вложить 361 млрд. Стоимость реконструкции дороги М7 «Волга» оценивается еще в 375 млрд руб., из которых 345 млрд может заплатить бюджет. Из всех проектов ВСМ Минэкономразвития предлагает построить лишь ВСМ Москва – Казань (первый участок до Владимира) и Екатеринбург – Челябинск (из 1,5 трлн руб. общей стоимости двух проектов 350 млрд может дать бюджет). Двух крупнейших проектов – строительства моста на Сахалин (стоимость оценивается в 637,5 млрд руб.) и дороги Джубга – Сочи – в плане нет. Это политические проекты, если президент решит их реализовать, включать их в план не нужно, говорит чиновник.

Многие из отобранных проектов находятся рядом с городами, которые Минэкономразвития предлагает считать точками роста в подготовленной стратегии пространственного развития. Например, Челябинск получит ВСМ и реконструкцию участка трассы М5 «Урал», Екатеринбург – ВСМ и скоростную автодорогу Казань – Екатеринбург, Волгоград – обход.

Проекты были разделены на две группы – развивающие и поддерживающие магистральную инфраструктуру

Отобранные проекты потенциально дадут наибольший эффект для социально-экономического развития территорий, говорит чиновник финансово-экономического блока правительства. Список будет меняться в зависимости от суммы выделенных денег и оценки проектов, которую прорабатывает Минэкономразвития, уточняет он. Проекты внесут вклад в экономику, согласен вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. Например, Европа – Западный Китай приближает международные рынки, сокращает издержки при транспортировке грузов, ВСМ связывает агломерации, объясняет он. А без дороги Славянск-на-Кубани – Темрюк (в плане предусмотрено строительство подходов к Крымскому мосту, реконструкция трассы Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк оценивается в 86,4 млрд руб. – «Ведомости») воспользоваться Крымским мостом крайне сложно, говорит Чистяков. Дороги, которые проходят через несколько регионов и соединяют крупные агломерации, помогут стимулировать рост в смежных со строительством отраслях, а потом и экономики в целом, уверен старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин.

Но в правительстве обсуждается несколько сценариев проектов, уточняет один из чиновников. Например, Минтранс предлагает построить всю ВСМ до Казани, в правительстве обсуждается идея построить новую платную дорогу, параллельную М7, знает он. Хотя сценарий Минэкономразвития реалистичный и учитывает, что часть проектов не войдет в финальный план, заключает чиновник.

Проекты были разделены на две группы – развивающие и поддерживающие магистральную инфраструктуру