Помощь адвоката – один из признаков фирмы-однодневки, считает ФНС
Подозревать бизнес в нарушениях из-за этого – опасный тренд, предупреждают юристыБизнесу становится все труднее защищаться от претензий налоговиков. В мае Верховный суд признал проигранный налоговиками спор злоупотреблением правом компанией, а теперь обращение к адвокату будет считаться признаком фиктивной деятельности бизнеса. Такое письмо в начале июля выпустила Федеральная налоговая служба (ФНС). Присутствие адвоката не является самостоятельным и единственным критерием для аннулирования деклараций – это лишь один из признаков, указывает представитель ФНС. На добросовестные компании положения письма не распространяются, уверяет он.
В письме ФНС перечисляет случаи, когда налоговые декларации можно считать недостоверными, а компании – нарушителями. Среди признаков – ситуации, когда руководители компании не приходят на допросы больше двух раз, доля налоговых вычетов НДС превышает 98% выплаченного налога, счета открыты в банках не по месту регистрации, сведения о смене руководства внесены незадолго до отчетности компании, а допросы проводятся в присутствии представителей, т. е. адвокатов.
ФНС ставит помощь адвоката в один ряд с критериями недобросовестных налогоплательщиков, по которым действительно вычисляют компании-однодневки, удивлен старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев, бизнес будет лишний раз думать, обращаться ли за помощью. Хотя сами признаки не означают вину, налоговики будут пристальнее следить за компаниями, привлекающими адвокатов, считает партнер Taxology Алексей Артюх.
Это негативный тренд, уверен руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов, его первым звонком он считает поправки в Налоговый кодекс, разрешающие компаниям получить рассрочку доначисленных налогов, если они отказались обжаловать решения. «Противопоставляются две конституционные ценности – право на стабильные условия предпринимательской деятельности и право на защиту», – говорит он.
В судебной практике уже есть примеры дел, когда к компаниям, обращающимся к юристам, есть недоверие, рассказывает Артюх: «честному человеку прятать нечего», а если обратился за помощью, это преподносится как недобросовестное действие.
Сам бизнес до сих пор иногда боится ходить к юристам. В России только формируется американский подход, по которому в правоохранительные органы, даже если ты уверен в своей невиновности, нужно ходить с адвокатом, говорит Андреев: «Но многие клиенты до сих пор спрашивают, не будет ли это восприниматься как то, что я виновен». В развитых странах к помощи адвокатов прибегают при каждом споре, согласен Зарипов, в глазах же чиновников это становится компрометирующим обстоятельством.