Аналитики ЦБ предложили помочь неэффективному бизнесу покинуть рынок

Это должно ускорить экономический рост
Вместо помощи слабым компаниям правительству лучше поддерживать новые компании, считают аналитики ЦБ
Вместо помощи слабым компаниям правительству лучше поддерживать новые компании, считают аналитики ЦБ / Андрей Гордеев / Ведомости

Для ускорения роста экономики нужно создавать условия, чтобы неэффективный бизнес покидал рынок, советуют аналитики Центробанка в бюллетене «О чем говорят тренды» (может не совпадать с официальной позицией регулятора). Весь рост совокупной факторной производительности российских компаний в 2009–2015 гг. обеспечили лишь 10% самых эффективных из них. Так происходит и в других странах – основной рост производительности обеспечивает небольшая доля самых эффективных компаний, пишут аналитики ЦБ. Но проблема России в том, что лидеры увеличивают выпуск и занимают все бо́льшую долю рынка, а аутсайдеры, становясь все меньше, его не покидают, указывают они. В итоге такой бизнес удерживает работников и капитал, тормозя производительность всей отрасли.

Отставать от лидеров рынка в зависимости от отрасли могут и уже вторые 10% компаний по эффективности, разрыв между двумя группами по темпам роста производительности «исключительно велик», пишут аналитики ЦБ. Самый большой – в добывающей промышленности: эффективные компании становятся еще эффективнее, а на показателях отрасли это почти не отражается. В обработке разрыв между 10% лучших и середняками сравнительно невелик, а в сфере услуг с 2008 г. эффективность даже у лучших компаний падает или стагнирует: разрыв между ними и аутсайдерами отрасли растет из-за более стремительного падения показателей последних. По мнению авторов, это может быть связано в том числе с девальвацией рубля в 2014–2015 гг., которая улучшила ситуацию в торгуемых секторах и ухудшила в услугах.

Выход – ускорять уход с рынка неэффективных компаний или же реструктурировать их, предлагают аналитики ЦБ. Упрощать процедуры банкротства, поддерживать не проблемные, а растущие предприятия, разрабатывать программы переквалификации и трудоустройства для людей, которые после закрытия неэффективных компаний лишатся работы, снижать барьеры для входа на рынок новых компаний, поддерживать малый и средний бизнес, советуют они.

Действия правительства пока скорее тактические: в августе 2017 г. Минэкономразвития запустило пилотную программу по повышению производительности труда более чем на 200 предприятиях в 16 регионах. Министерство рассчитывает повысить эффективность средних компаний с 5–10-летними планами развития за счет опыта предприятий-лидеров. Крупные и успешные компании владеют всеми необходимыми навыками и инструментами и могут передавать их средним компаниям, своим поставщикам, рассказывает помощник министра экономического развития Юлия Урожаева, как правило, они построили производственные системы мирового уровня, что позволило им в разы увеличить производительность. Большое внимание уделяется переобучению – работе на новом оборудовании, сбыту и продаже, а также подготовке управленцев, перечисляет она. Собственники и менеджеры не всегда понимают, что производительность предприятия низкая, у предприятий есть исторически сложившийся портфель заказов, многие из них работают на крупные компании. Кроме компаний обрабатывающей промышленности к программе подключат «проблемные» сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговлю, перечисляет Урожаева.

Пилотный проект может лечь и в программу повышения производительности по всей стране, сообщал «Коммерсантъ». В понедельник ее рассматривал президиум Совета при президенте по приоритетным проектам. В программу планируется вовлечь до 10 000 средних и крупных предприятий в базовых несырьевых отраслях, заявил после заседания премьер Дмитрий Медведев (его цитирует ТАСС). Производительность некоторых из них премьер рассчитывает увеличить таким образом на 20%.

Разрыв между лидерами и всеми остальными в некоторых отраслях может объясняться вполне понятными процессами: например, в торговле уже около 15 лет крупные сети выдавливают с рынка небольшие компании, рассуждает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. Еще одна причина – особенности географии России, продолжает он, есть удаленные, малые поселения и города, где отсталость консервируется и компания неторгуемого сектора оказывается депрессивной просто из-за привязки к депрессивному региону. Нужно не упрощать банкротство, а способствовать созданию новых, более эффективных бизнесов, считает Сальников. Идеи Минэкономразвития правильные, но их может быть недостаточно, рассуждает он, нужны крупные стратегические решения – например, совместные с другими странами программы продвижения продукции на внешние рынки.

Вместо помощи слабым компаниям правительству лучше поддерживать новые компании, считают аналитики ЦБ