Россия ответила пошлинами на введенные США торговые ограничения
Ответ получился символическимРоссия включается в разворачивающуюся торговую войну. В пятницу США ввели пошлины на поставки китайских товаров стоимостью $34 млрд. Пекин ответил пошлинами на ту же сумму (см. статью на стр. 14).
В пятницу же премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о повышенных пошлинах на часть американского импорта. Так Россия ответила на введенные Вашингтоном в марте пошлины на металлы (25%) и алюминий (10%).
Пошлины – от 25 до 40% – вводятся на импорт из США некоторых грузовых машин, строительно-дорожной техники, нефтегазового оборудования, инструментов для обработки металлов и для бурения скальных пород, а также оптоволокна – всего примерно на 80 товаров.
«Это компенсация, на которую по правилам ВТО Россия сейчас имеет право», – пояснил министр экономического развития Максим Орешкин. Компенсация получилась частичной – ущерб от американских пошлин Минэкономразвития оценивает в $537,6 млн, компенсацию – в $87,6 млн.
Впрочем, этим обмен пошлинами может не закончиться. Дополнительные тарифы могут быть введены Россией либо с 21 марта 2021 г., либо после решения ВТО по ее иску о нарушении Вашингтоном правил торговли.
Всего США экспортировали в 2017 г. товаров и услуг в Россию на $12,5 млрд, а импортировали – на $10,6 млрд, следует из таможенной статистики. Таким образом, введенные Медведевым пошлины коснутся менее 3% американского экспорта в прошлом году – перечисленных в постановлении товаров было ввезено на $344,7 млн (за январь – май этого года – $219,5 млн). Россия закупила в США самосвалов с поршневыми двигателями на $127,3 млн, одноковшовых погрузчиков – на $15,4 млн, оптоволокна – на $22,3 млн. Поставки перечисленного в постановлении оборудования для металлообработки составили $16 млн – в основном это инструменты для фрезеровки и шлифования. Примерно на ту же сумму были поставки нефтегазового оборудования (компрессорного и клапанов для предотвращения обратного потока нефти в трубе).
Сотрудники трех из пяти крупнейших металлургических компаний говорят, что на них никак не скажется сокращение поставок из США самосвалов и указанного в постановлении оборудования – они используют российскую или белорусскую технику. Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», НЛМК, ММК и Evraz не ответили на запросы «Ведомостей». У «Северстали» есть техника из разных стран, в том числе белорусские «БелАЗы», лаконичен ее представитель. Представитель «Мечела» отказался от комментариев.
Американская техника используется дорожными строителями, например, в карьерных работах, но очень узко, рассказывает совладелец одной из крупнейших компаний в сфере дорожного ремонта, заменить ее на продукцию других стран не проблема, на стоимость работ это не повлияет.
В России все еще низкое потребление оптоволокна, констатирует представитель «Роснано». Например, текущие потребности МГТС составляют около 5000 км оптического кабеля в год и почти весь этот кабель – российский, уверяет директор по технике и IT МГТС Александр Трохин. В среднем в производстве кабеля стоимость оптоволокна занимает около 30%, поэтому можно предположить, что повышение пошлин на оптоволокно приведет к подорожанию кабеля на 10–15% в рублях, считает Трохин.
В России телекоммуникационное оптоволокно производят «Оптиковолоконные системы» (ОВС, по 48% ее акций принадлежат «Роснано» и Газпромбанку). С момента запуска производства в IV квартале 2016 г. ОВС произвела более 2,5 млн км оптоволокна, заявляет представитель ОВС, это около 50% российского рынка в 2017 г. Но на внутренний рынок ОВС поставила в 2017 г. менее 50 000 км, или около 1% рынка, уточняет он. ОВС может увеличить долю внутренних поставок примерно до 50% от собственного производства в 2018 г., надеется представитель «Роснано».
Российские пошлины коснутся мизерной части товарооборота двух стран, констатирует директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель: «для США они незаметны», но могут создать дополнительные конкурентные преимущества для отечественных производителей. Любые ответные пошлины контрпродуктивны, предупреждает партнер Nektorov, Saveliev & Partners Илья Рачков: часть товаров придется замещать в других странах, а иностранные аналоги могут подорожать.