Экономисты оценили потерянное благосостояние пользователей Facebook и Google
Потребители сами назвали стоимость товаров, которую не учитывает ВВП«Что вы выберете – продолжать пользоваться Facebook или не заходить в него месяц в обмен на $200?» – такой вопрос задали онлайн нескольким тысячам интернет-пользователей США исследователи Эрик Бринолфссон и Авинаш Ганнаманени из MIT и Феликс Эггерс из Гронингемского университета. Разным пользователям предлагали разные суммы – от $1 до $1000, гарантировав, что каждый 200-й участник опроса действительно получит деньги. Исследование проходило летом 2016 и 2017 гг., ответили 2885 человек. За $1 отказаться от Facebook в 2017 г. были готовы 18,4% участников опроса, за $37,7 и больше – половина опрошенных.
Так можно оценить, насколько улучшают благосостояние любые цифровые товары или услуги в экономике, только опрашивая уже сотни тысяч и миллионы людей, предлагают исследователи в докладе. ВВП как индикатор экономической активности и благосостояния изобрели в 1930-е гг., но многие цифровые товары, хоть и увеличивают благосостояние, не попадают в расчет ВВП, так как бесплатны для потребителя, пишут авторы доклада.
Вслед за первым исследованием авторы доклада протестировали свой метод уже на бОльшей выборке – участникам опроса предложили за ту или иную сумму год не пользоваться одной из восьми категорий товаров: электронной почтой, поисковиками, онлайн-картами, онлайн-магазинами, видеостриминговыми (YouTube, Netflix) и музыкальными сервисами, социальными сетями или мессенджерами. Самыми дорогими оказались поисковики: половина респондентов готовы были отказаться от них на год за $17 530, от электронной почты – за $8414, от онлайн-карт – $3640. Такая цена связана с недостатком заменяющих товаров, предполагают авторы доклада, для большинства такие сервисы бесплатны и большая часть цены – излишек потребителя. Видеостриминговые сервисы оценили в $1170 в год, хотя реально люди платят за такие услуги около $120–240 в год. Самые дешевые – онлайн-магазины ($842), соцсети ($322), музыкальные сервисы ($168) и мессенджеры ($155).
Microsoft, Amazon, Google и Facebook могли бы проводить такие опросы массово, считают исследователи: оценки приблизительные, но это лучше, чем игнорировать сектор.
Подход интересный, но есть нюансы, говорит главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков: «Представьте себя на месте опрашиваемого: допустим, вы готовы прожить месяц без Facebook за $10, но, поскольку вероятность выигрыша 1 к 200, участники опроса учитывают это, и, чтобы гарантировать $10, вы потребуете сумму в 200 раз больше, а если не любите рисковать, еще больше». В результате оценка полезности окажется завышенной.
В отраслевых исследованиях подобный подход к оценке бесплатных товаров применяется около шести лет, рассказывает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян: за неимением лучшего эксперты пытаются так оценить вклад своей индустрии в ВВП, подсчитать эффект от внедрения новых технологий. Российские пользователи оценивают стоимость тех же товаров и услуг на порядок ниже, продолжает он, если смотреть в относительном выражении: карты и мессенджеры у нас ценятся дороже, а электронная почта – дешевле.
Например, в отличие от производителей автомобилей, у которых с ростом продаж растет выручка, а вслед за ней – благосостояние и доля в экономике, у цифровых продуктов добавленная стоимость в ВВП может даже снижаться, пишут авторы доклада. Раньше потребители платили за CD, кассеты, виниловые пластинки, а теперь загружают музыку в интернете или слушают на iTunes или Spotify. И хотя благосостояние потребителей выросло, выручка звукозаписывающей индустрии упала на 40%, а ее вклад в ВВП сократился. Так, в 2012 г. перестала печататься энциклопедия «Британника» – в «Википедии» статей в 60 раз больше, качество их не хуже и читает их гораздо больше людей, пишут исследователи: благосостояние пользователей выросло, выручка от продаж «Британники» больше не увеличивает ВВП, а «Википедия» бесплатна. И хотя таким образом Facebook или Google могут зарабатывать на рекламе, это промежуточный товар, который не учитывается в ВВП. Один из эффектов роста соцсетей и других электронных сервисов на статистику ВВП состоит в том, как потребитель оплачивает услуги: ранее он делал это за деньги, а теперь все чаще на основе бартера – доступ к тем или иным услугам стоит просмотра рекламы или доступа к данным о себе, говорит Исаков.
На то, что ВВП лишь частично отражает реальный уровень благосостояния, жаловались многие экономисты. Не ясно, как учесть в нем цифровизацию или переход от платного контента на «свободные» сервисы, предполагающие плату лишь за дополнительные опции, писали аналитики Credit Suisse. Рост ВВП может даже замедляться при увеличении благосостояния: например, iPhone заменил множество устройств, которые в совокупности стоили бы гораздо больше, говорил ректор РАНХиГС Владимир Мау в интервью «Ведомостям». Бесплатные информационные услуги статистически являются вычетом из ВВП, хотя реально увеличивают благосостояние; ВВП продолжает играть ключевую роль, но уже сегодня оценивать прогресс страны нужно по большему набору показателей, замечала в интервью «Ведомостям» председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Минэкономразвития не рассчитывало, насколько цифра недоучитывается в ВВП, заявил представитель министерства. Хотя подобные оценки уже пытались делать. Так, в 2016 г. информационная индустрия обеспечила 3,3% российского ВВП, говорилось в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики. Это совокупный вклад компаний связи, производителей и дистрибуторов IT-оборудования и компаний, оказывающих IT-услуги, а также издателей, киноиндустрии и телевещания. В то же время РАЭК, исследовательское агентство OC&C и Google оценили вклад лишь мобильной экономики – компаний, которые выпускают и продают мобильные устройства, обеспечивают подключение и контент. Только она в 2016 г. обеспечила 3,8% ВВП – вровень со здравоохранением. В России, в детальных данных по ВВП, доля добавленной стоимости по виду экономической деятельности, к которому относятся технологические компании, выросла с 2007 к 2017 г. с порядка 0,5 до 0,9% валовой добавленной стоимости.
Статистика в этом направлении совершенствуется, заверяет представитель ЦБ: уже сегодня можно учитывать бесплатные и субсидируемые услуги, производство для собственного потребления, производство бесплатных активов домашними хозяйствами, например «Википедии».-