Чиновники решают, какая инфраструктура нужнее России
Чтобы выполнить майский указ ПутинаК 5 июня Минфин, Минтранс и Минэкономразвития должны представить в правительство предложения по развитию транспортной инфраструктуры для выполнения майского указа Владимира Путина, следует из поручения первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова («Ведомости» ознакомились с копией, содержание подтвердил федеральный чиновник). Им предстоит определить ключевые проекты, их финансирование, порядок выделения бюджетных средств. Кроме того, министерства должны придумать, как сделать так, чтобы на 1 руб. бюджетных инвестиций привлекалось хотя бы 3 руб. частных.
Подготовка плана работы правительства по реализации указа президента ведется, сказал представитель Силуанова, отказавшись говорить о конкретных поручениях.
Инфраструктурная часть указа «весит» 10 трлн руб., рассказывали два участника правительственных совещаний. Уже объявлено о создании внутри бюджета на шесть лет фонда в 3 трлн руб. за счет выпуска ОФЗ. Необходимые для этого поправки в Бюджетный кодекс чиновникам предстоит внести в правительство тоже до 5 июня, сказано в поручении.
Согласно указу к 2024 г. количество мест, где высока концентрация ДТП, необходимо снизить вдвое по сравнению с 2017 г., смертность на дорогах – в 3,5 раза. Предложено построить и модернизировать автодороги по маршруту Европа – Западный Китай.
Минтранс хочет создать сеть высокоскоростных дорог, но в основном не строить новые, а реконструировать существующие, говорят чиновник и человек, который знает это от нескольких чиновников. Росавтодор предложил Минтрансу отремонтировать более 1000 мостов, которые находятся в аварийном состоянии, и начать массовое строительство обходов городов, рассказывали два чиновника.
Утвердить план инфраструктуры – список объектов, которые будут профинансированы, – правительство должно к октябрю. Представители Минэкономразвития и Минтранса ограничились комментариями о том, что министерства готовят предложения. Выбор приоритетных проектов не относится к компетенции Росавтодора, отметил его представитель.
Трудно выбирать между расшивкой узких мест и стратегическими проектами, говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Ремонт мостов и строительство обходов – пример инфраструктуры, которая нужна по «жизненным показаниям», рассуждает он, а без транспортных коридоров, таких как Европа – Западный Китай, страна оказывается на периферии мировой торговли. Но чтобы бизнес воспользовался коридором, построить дорогу недостаточно, продолжает Блинкин: нужна благоприятная институциональная среда, качественный арбитражный суд, эффективная таможня – иначе дороги рискуют оказаться пустыми.