Россия и Китай делят прибыль в Иране

Европейские компании отказываются от сделок в Иране из-за санкций США
Китайские и российские компании пытаются воспользоваться возможным  уходом европейских конкурентов из Ирана ­из-за угрозы санкций со стороны  США
Китайские и российские компании пытаются воспользоваться возможным уходом европейских конкурентов из Ирана ­из-за угрозы санкций со стороны США / Ebrahim Noroozi / AP

Госсекретарь США Майк Помпео пригрозил Тегерану «самым жестким набором санкций в истории», если Иран не свернет военную деятельность на Ближнем Востоке и не прекратит испытания ракет большой дальности. Это вынуждает европейские компании пересматривать планы – они собирались инвестировать в Иран после того, как администрация бывшего президента США Барака Обамы заключила ядерную сделку с Тегераном. Теперь они обеспокоены тем, что Пекин и Москва воспользуются ситуацией и перехватят крупный рынок. «Ни США, ни Европе не пойдет на пользу, если только Россия и Китай смогут вести бизнес в Иране», – заявил исполнительный директор французской Total Патрик Пуянне.

Китайская Sinopec в мае отправила делегацию в Тегеран, чтобы завершить сделку на $3 млрд по дальнейшей разработке гигантского нефтяного месторождения Ядаваран. Ранее переговоры об участии в сделке вела британо-нидерландская Royal Dutch Shell, но в марте она решила, что риск санкций США слишком велик. Если сделка состоится, то станет крупнейшей за 10 лет на иранском рынке с участием иностранного капитала.

Российская «Роснефть» в прошлом году решила работать над «стратегическими» сделками в Иране стоимостью $30 млрд. «Зарубежнефть» является единственной в Иране иностранной компанией, подписавшей контракт по добыче нефти – на $700 млн на разработку двух небольших месторождений, на которые претендовали британская BP и немецкая Wintershall. Представители «Зарубежнефти», «Роснефти» и Sinopec отказались от комментариев.

Российский товарооборот с Ираном удвоился до более чем $2 млрд в 2016 г., большая часть – поставки пшеницы и промышленного оборудования. Китай является крупнейшим деловым партнером Ирана, их торговля достигла рекордных $37 млрд в 2017 г. – на 19% больше, чем в 2016 г.

Перевела Елена Медведева