Акцизы на топливо могут снизить уже с 1 июля

Сильный рост цен подтолкнул новое правительство к этому решению
Новое правительство с первых дней работы взялось за воз старых проблем
Новое правительство с первых дней работы взялось за воз старых проблем / Андрей Гордеев / Ведомости

Акцизы могут быть снижены уже с 1 июля, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и подтвердил замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Решение принято на совещании у зампреда правительства Дмитрия Козака, который в новом составе кабинета отвечает за топливно-энергетический комплекс. «Ведомости» ознакомились с копией протокола, его подлинность подтвердили чиновники. На совещании у премьера Дмитрия Медведева во вторник решение поддержано, знает один из чиновников.

Акцизы на тонну бензина могут быть снижены на 3000 руб. (в среднем это сделает литр дешевле на 2,2 руб.), а на тонну дизельного топлива – на 2000 руб. (1,7 руб. на 1 л), сказано в документе.

Представитель Козака подтвердил факт совещания, но больше ничего говорить не стал. Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова отказалась от комментариев.

Представитель Минфина переадресовал вопросы в правительство, представитель Минэнерго отказался от комментариев.

Подтолкнул чиновников на такое решение сильный рост цен на топливо. С начала года индекс Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, рассчитывающей цены в европейской части России, на бензин Аи-92 вырос на 25%, Аи-95 – на 26%, дизельного топлива – на 18%. На заправках бензин с начала года подорожал на 3,4%, дизельное топливо – на 4,2%, по данным Росстата. Связано это с ростом цен на нефть и решением предыдущего состава правительства незапланированно поднять акцизы на топливо в два этапа – по 50 коп. за 1 л с 1 января и с 1 июля, что существенно выше, чем предполагалось раньше.

Выросли международные цены и акцизы – эти два фактора внесли вклад в рост цен на топливо, говорила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.

По данным Федеральной антимонопольной службы, доля налога в конечной цене каждого проданного литра моторного топлива – около 65%.

Именно существенная налоговая нагрузка привела к сильному росту цен на топливо, пояснил Голомолзин: снижение акцизов стабилизирует ситуацию на рынке.

Из-за повышения акцизов в период низких цен на нефть оптовая цена оказалась выше розничной, объясняет федеральный чиновник.

Розничная цена сейчас ниже нетбэка (экспортная цена минус пошлина и транспортные расходы), нефтеперерабатывающие заводы теряют от поставок на внутренний рынок 5000-9000 руб. на каждой тонне, посчитал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, а потери потребителей от роста цен на автобензин и дизельное топливо до паритетного уровня за полгода могли бы составить 375 млрд руб. – больше 214 млрд руб. розничные потребители бензина и 123 млрд руб. – дизельного топлива. Правда, указывает он, при снижения акцизов на тонну бензина и дизельного топлива на 3000 руб. и 2000 руб. соответственно бюджет во втором полугодии 2018 г. потеряет около 100 млрд руб.

Ценообразование на внутреннем рынке находится под существенным влиянием акциза, объясняет директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов, в сложившейся ситуации «сильная нефть – слабый рубль» значения нетбэков по топливам существенно превысили все существовавшие на конец прошлого года прогнозы, что создало сильнейшее давление на цены. При текущей конъюнктуре значение экспортного паритета по автомобильному бензину превысило 47 руб. за литр, а розничная маржа продолжает находиться вблизи нулевых отметок или даже ниже, оценивает он. Снижение акцизов – единственное решение, которое позволяет уменьшить сложившуюся напряженность рыночными методами, уверен Борисов, он согласен с Ежовым: бюджету такое решение обойдется в около 100 млрд руб.

Выпадающие доходы могут быть компенсированы за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, говорится в протоколе совещания у вице-премьера Козака. Свои предложения Минфин, Минэнерго и антимонопольная служба должны направить в правительство до 28 мая.

«До осени будем мониторить фактически доходы бюджета и принимать решение», – говорит участник совещания у Козака. Но по бюджетному правилу дополнительные нефтегазовые доходы тратить нельзя, они все должны идти на пополнение Фонда национального благосостояния. Подорожавшая нефть принесет бюджету дополнительно 1,75 трлн руб. нефтегазовых поступлений, такой прогноз содержался в пояснительной записке к поправкам в бюджет на 2018 г., остальные же доходы покажут скромный рост – на 19 млрд руб. На покрытие выпадающих доходов будут найдены другие ресурсы, уверяет другой федеральный чиновник: бюджетное правило нельзя нарушать.

Сокращение акцизов на топливо в нынешней ситуации не приведет к снижению розничных цен, уверен гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. При снижении акциза текущая биржевая цена тонны топлива окажется всего на 1500 руб. ниже нетбэка, подсчитал он, но это позволит всего лишь замедлить рост цен на заправках.

Вряд ли цены снизятся, но мера поможет приостановить их рост, согласен с ним Ежов. Если же акцизы не снижать, потенциал роста цены литра АИ-92 и дизельного топлива на заправках достигнет 51 руб. при текущей конъюнктуре мирового рынка нефтепродуктов и курсе рубля, говорит Турукалов.

Представитель «Лукойла» от комментариев отказался, представители «Сургутнефтеза», «Роснефти» и «Газпром нефти» не ответили на запросы.

В подготовке участвовали Елизавета Базанова, Виталий Петлевой и Галина Старинская