ЦБ нашел поводы продолжить снижать ключевую ставку

Апрельское обесценение рубля пока слабо сказалось на инфляции
ЦБ может взять паузу в случае ускорения ежемесячных темпов инфляции или  усиления геополитических рисков, отмечает главный экономист Альфа-банка  Наталия Орлова
ЦБ может взять паузу в случае ускорения ежемесячных темпов инфляции или усиления геополитических рисков, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова / Д. Гришкин / Ведомости

Есть причины как снизить ключевую ставку в июне, так и сохранить ее, заявила в понедельник первый зампред ЦБ Ксения Юдаева (цитата по «Интерфаксу»). Месячная инфляция «чуть-чуть» ускорилась, но сильных инфляционных эффектов ЦБ не видит, эффект переноса пока достаточно низкий, поделилась она, спокойнее других реагирует российский финансовый рынок и на рост волатильности глобальных рынков.

Санкции, введенные 6 апреля в отношении российских бизнесменов и чиновников, а также связанных с ними компаний, заставили ЦБ на заседании в апреле воздержаться от снижения ставки впервые с июля 2017 г. Выросла неопределенность, рубль обесценился (за апрель по отношению к доллару на 10,8%. – «Ведомости»), обострив инфляционные риски, указывали директор Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХиГС Павел Трунин и старший научный сотрудник института Александра Божечкова. Рынки оказались под давлением – курс рубля стал аутсайдером среди всех валют развивающихся стран, доходности облигаций выросли, котировки акций снизились, перечисляли аналитики ЦБ в бюллетене «О чем говорят тренды» (может не отражать официальную позицию ЦБ). Из-за возросшей риск-премии на Россию они даже допускали рост уровня ключевой ставки, соответствующей нейтральной денежно-кредитной политике.

Несмотря на рост волатильности на рынке, инфляция остается низкой, замечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. В апреле она была 2,4% – существенно ниже ориентира ЦБ в 4%, исходя из недельных данных Росстата, к 14 мая она осталась на том же уровне. Краткосрочная реакция цен на ослабление рубля была несущественной, но в среднесрочном периоде оно неизбежно ускорит инфляцию – на 1–1,5 п. п., отмечают Трунин и Божечкова, к концу года приблизив ее к 4%.

Цены слабее, чем обычно, отреагировали на ослабление рубля, признает главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков, возможно, розничные предприятия могут позволить себе не пересматривать цены, чтобы не потерять долю рынка. Не почувствовало волатильности рубля и население, чьи инфляционные ожидания в апреле опустились до исторического минимума – 7,8% с 8,5% месяцем ранее.

Но ЦБ все равно будет осторожен – длительный период смягчения политики подходит к концу, отмечают Трунин и Божечкова, достижение нейтрального уровня ставки в 6–7% может растянуться на 1,5–2 года. Кроме того, рост потребительского спроса, поддержанный ростом зарплат, создает внутренние инфляционные риски, указывают они. ЦБ может взять паузу в случае ускорения ежемесячных темпов инфляции или усиления геополитических рисков, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Не ждет снижения ставки из-за усиления инфляционных рисков и Николай Кондрашов из Центра развития Высшей школы экономики. Из-за низких темпов роста цен ЦБ может снизить ключевую ставку не только в июне, но и в сентябре, спорит Тихомиров.

Следующее заседание совета директоров ЦБ состоится 15 июня.