Минфин предложил отдать под контроль налоговиков платежи на 250 млрд рублей
Риски в этом видят и бизнес, и чиновникиМинфин предлагает включить в Налоговый кодекс все платежи, которые носят квазиналоговый характер. Среди них – курортный, экологический, утилизационный сборы и отчисления в резерв универсального обслуживания операторов связи, перечислил замминистра финансов Илья Трунин (цитата по «Интерфаксу»). По данным Федерального казначейства, всего за 2017 г. бюджет получил в виде таких платежей 221,1 млрд руб., больше всего за счет утилизационного сбора – 206 млрд руб. В 2018 г. поступления за счет него должны вырасти до 247 млрд руб., следует из закона о бюджете на 2018–2020 гг.
Мы предлагаем включить в кодекс те платежи, которые носят квазиналоговый характер и ничем не отличаются от налогов, передал Трунин «Ведомостям» через представителя, их конкретный перечень, правда, еще не определен. Пока единой позиции у власти и бизнеса на эту тему нет, уточнил он (цитата по «Интерфаксу»). В таком подходе есть риски, связанные прежде всего с ответственностью плательщиков, спорит представитель Минэкономразвития. Кроме того, есть много платежей, вопросы взимания которых еще нужно урегулировать, для этого уже подготовлен законопроект, напоминает он.
Первоначально чиновники хотели собрать воедино все неналоговые платежи, регламентировать введение новых и изменение существующих, вспоминает партнер EY Алексей Кузнецов. Еще летом 2017 г. Минфин и Минэкономразвития подготовили реестр таких платежей, а Минфин – законопроект, объединяющий их в отдельный кодекс. Но в январе премьер Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения об их включении в Налоговый кодекс. Отчитаться министерства должны были до 28 февраля. В марте первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что Минфин предложил определить три типа неналоговых платежей, а порядок их взимания описать в Налоговом кодексе. В него могут быть включены шесть наиболее близких к налогам платежей, в том числе утилизационный и экологический сборы, уже до конца года, сообщал «Коммерсантъ».
Сейчас неналоговые платежи регулируются отдельными нормативными актами, взимаются по разным правилам и администрируются разными ведомствами. Так, плату за загрязнение окружающей среды и экологический сбор администрирует Росприроднадзор, плату с операторов связи – ФГУП при Россвязьнадзоре, утилизационный сбор – ФНС и ФТС, перечисляет руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Всего подобных сборов более 90, и часто за их неуплату бизнес не штрафуют, а некоторые сборы – например, экологический – государство может взыскать только через суд, других процедур просто нет, рассказывает партнер Taxology Алексей Артюх. Правильнее передать контроль ФНС, считает федеральный чиновник: у ведомств, отвечающих за сбор платежей, нет всех механизмов по работе в том числе с долгами – например, права блокировать счета, применять обеспечительные меры, – а налоговики могут приостанавливать операции по счетам и арестовывать имущество. Представитель ФНС переадресовал вопросы в Минфин.
Для бизнеса включение таких платежей в Налоговый кодекс решит вопросы, связанные с процедурой их взимания, считает Артюх. Сейчас компании сталкиваются со сложными бюрократическими процедурами, четко не прописанными правительством, рассказывает он, например, в системе контроля за движением большегрузов по федеральным трассам «Платон» нет подробного описания, как должны оспариваться решения оператора. Также мера поможет определить размер фискального бремени на бизнес, отмечает Зарипов.
Но негативных последствий больше, предупреждает Зарипов: бизнес ждет ужесточение контроля. Включение платежей в Налоговый кодекс влечет строгие меры: списание задолженности со счетов, их блокировка, штрафы и пени, уголовная ответственность. Так, исходя из писем Росприроднадзора, ответственности за невыплату экологического сбора нет, но, если он попадет в Налоговый кодекс, штраф составит от 20 до 40% суммы долга, а пени – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ после месяца просрочки платежа, говорит Зарипов. Нужно минимизировать рост налоговой и административной нагрузки – например, не применять санкции, предусмотренные в кодексе в отношении налогов, указывает Кузнецов. Для бизнеса переход на новое администрирование может стать дополнительной нагрузкой, признает чиновник, надо подумать о переходном периоде на самые жесткие меры контроля. Нужно ограничить меры ответственности за неуплату, поддерживает представитель Минэкономразвития.