Таможенные процедуры нуждаются в реформе

Считают эксперты ЦСР Алексея Кудрина
Таможне рекомендовано переехать в XXI век
Таможне рекомендовано переехать в XXI век / Максим Стулов / Ведомости

Таможенные процедуры устарели и соответствуют бумажным технологиям XX в., говорится в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР). Пересекая границу, компаниям приходится представлять одну и ту же информацию разным контролерам, а иногда в бумажном виде. Сами же товары выпускаются лишь после проверки документов, итоги которой часто зависят от конкретных таможенников. А для них главное, собрать как можно больше денег в казну, – это неправильная мотивация, пишут эксперты ЦСР и предлагают реформу контроля.

Расходы бизнеса и государства на таможенное оформление должны быть основными критериями оценки, а также достоверность информации в декларациях. Для этого нужно осуществлять контроль до ввоза товаров и после их выпуска и переходить к информационному контролю, предлагают эксперты ЦСР: отслеживать движение товаров и сделки с ними с момента ввоза и до конечного потребления.

Импортер должен предварительно задекларировать товар (сейчас это делается добровольно), чтобы таможенники проверили его еще до прибытия на границу, пишут авторы доклада. Дополнительная проверка может проводиться, например, если в цепочке поставок появился новый импортер или перевозчик либо товары относятся к группе с высоким риском нарушений. Вместе с таможенниками на границе проводить проверку должны сразу все контролеры (санитары, ветеринары и др.). Нужно улучшать работу контролирующих органов на границе, говорит руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина: например, судовладельцы бегают между пограничниками, таможенниками, ветеринарными и санитарными службами.

Предлагают эксперты ЦСР изменить и механизм финансовых гарантий таможенных платежей, которые предоставляют компании. Их размер должен рассчитываться заранее исходя из анализа рисков уклонения от платежей. Должна быть возможность предоставить генеральную гарантию сразу на определенный период, а не на каждую поставку, говорится в докладе. Размер гарантии рассчитывается заранее, на основе заключенных импортером контрактов или планов закупок иностранных товаров на квартал и предварительного расчета таможенных платежей. Для компаний, которые часто занимаются импортом, для финансово устойчивого, крупного бизнеса можно использовать понижающие коэффициенты при расчете гарантий, предлагают эксперты ЦСР.

Финансовые гарантии могли бы решить проблему, но для этого они должны стать дешевле, особенно для малого и среднего бизнеса, сказал федеральный чиновник. Сейчас, как правило, банковская гарантия для малого и среднего бизнеса стоит 3–6% годовых (в зависимости от финансового состояния компании, вида гарантии и типа конкурса), но не меньше 15 000 руб. при бумажном оформлении, говорит предправления СДМ-банка Максим Солнцев.

Контролировать расчеты с бюджетом может не таможня, а налоговики и уже после выпуска товаров, говорится в докладе. Это приведет к тому, что компании будут платить существенно позже, предупреждает чиновник. Ранее о возможности объединения Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы (ФТС) сообщал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Но в среду он признал, что более оправданное решение – не сливать службы, а улучшить их координацию.

Многие предложения ЦСР уже заложены в программу развития ФТС до 2020 г., говорит представитель ФТС: например, к 2020 г. доля товаров, которые автоматически выпускаются без контроля, должна вырасти до 80%. Контроль после выпуска товаров уже частично предусмотрен для компаний, риски нарушений которых считаются низкими, признают авторы доклада. Но сейчас таких компаний мало. В 2016 г. к их числу относилось всего 3,5% экспортеров и импортеров, говорил руководитель ФТС Владимир Булавин, в 2017 г. их было чуть меньше 10%.

Таможне рекомендовано переехать в XXI век