Россия может помешать Ирану заработать на Сирии

Башар Асад предпочитает привлекать к реконструкции страны Россию и Китай
Башар Асад предпочитает привлекать к реконструкции страны Россию и Китай
Башар Асад предпочитает привлекать к реконструкции страны Россию и Китай / Hassan Ammar / AP

Иран оказал большую финансовую и военную помощь президенту Сирии Башару Асаду в борьбе с оппозицией. Но надежды Тегерана заработать на будущей реконструкции Сирии и увеличить свое влияние в стране могут не сбыться. По словам бизнесменов и дипломатов, режим Асада настороженно относится к его амбициям и скорее предпочтет привлечь российские и китайские компании.

На бумаге Иран и предприятия, связанные с его «Корпусом стражей исламской революции» (КСИР), добились больших экономических успехов в Сирии. Они подписали с Дамаском меморандум о взаимопонимании, который позволит Ирану управлять сирийским мобильным оператором и участвовать в добыче фосфатов. Также Тегеран получил сельскохозяйственные земли и планирует открывать филиалы университетов. «Посмотрите на телекомы: все, что у них [иранцев] до сих пор есть, это только меморандум о взаимопонимании. Прошло больше года, а они не могут заключить ни одну сделку, нигде не могут получить прибыль», – отмечает сирийский бизнесмен.

Иранские, российские и европейские официальные лица предупреждают, что пока еще слишком рано говорить о потенциальной экономической выгоде от будущей реконструкции, стоимость которой ООН оценивает примерно в $300 млрд. Война между Асадом и повстанцами продолжается. Но что еще важнее – до сих пор не ясно, кто будет финансировать восстановление Сирии. У стран Запада и Персидского залива деньги есть, но они поддерживают оппозицию и держатся в стороне.

Российские официальные лица хотят ограничить инвестиции Ирана не меньше, чем воспрепятствовать возможному возобновлению сотрудничества Сирии с Западом. «Асад часто действует в интересах Ирана, – говорит один из них. – Поэтому, когда речь идет о потенциальных торговых соглашениях и работах по восстановлению, нам важно договариваться так, чтобы это приносило выгоду ему или его окружению <...> Но чтобы это оставалось между им и нами, без участия Ирана».

Пока ситуация складывается не в пользу Ирана. Как отмечает дипломат из Дамаска, на недавних торгово-промышленных выставках в Сирии иранские компании «подбирали остатки» за китайскими. Для сравнения: в соседнем Ираке стратегия Ирана уже приносит ему дивиденды. Торговый оборот между двумя странами вырос с $2,3 млрд в 2008 г. до $6,2 млрд в 2015 г., а влияние Тегерана в Ираке уже сильнее, чем у Вашингтона. «Пройдет много времени, прежде чем Сирия встанет на ноги, – в отличие от Ирака, располагающего значительными ресурсами, – утверждает иранский бизнесмен. – Для Ирана приоритетом является Ирак, где у нас есть конкурентные ­преимущества».

Цель Ирана – стать крупнейшим торговым партнером Сирии, говорит Ахмед Маджидьяр из Института Ближнего Востока в Вашингтоне. Иран успешно открывал филиалы Исламского университета Азад в Ираке и других странах Ближнего Востока, напоминает он, теперь он планирует сделать то же самое в нескольких сирийских городах. Этот университет уже запустил небольшие программы студенческого обмена с Университетом Алеппо.

Но у Ирана вряд ли получится усилить свое влияние в Сирии, лишь расширяя культурные связи, без развития экономических отношений. У Ирана нет необходимых средств, а частные иранские компании не стремятся работать в Сирии, поскольку Тегеран позволил аффилированным с КСИРом предприятиям оказаться на первых ролях, говорит человек, знакомый с действиями Ирана по развитию бизнеса в Сирии. «Компании [КСИРа] неэффективные и коррумпированные, потому что им не хватает прозрачности», – отмечает он. Возможно, КСИРу нужно попытаться привлечь ­деловых партнеров из Китая или арабских стран, чтобы получить необходимые инвестиции, добавил он.

Кроме того, за время гражданской войны в Сирии расцвел черный рынок, и группировки контрабандистов, а также полевые командиры намерены защищать свои деловые интересы от вмешательства посторонних. Также дипломаты и бизнесмены в Дамаске говорят, что сирийские чиновники и мелкие бюрократы вставляют палки в колеса Ирану, требуя дополнительные документы и затягивая обсуждение вопросов. «У сирийцев ощущение, что Иран во все вмешивается, поэтому они и пытаются заставлять его ждать», – говорит дипломат.

Иран не может оказать давление на Сирию, так как она много значит для его стратегии на Ближнем Востоке, утверждает сирийский бизнесмен: «Чем иранцы могут нам пригрозить? Разорвать отношения? Мы нужны иранцам, и режим [Асада] знает об этом».

Перевел Алексей Невельский

Башар Асад предпочитает привлекать к реконструкции страны Россию и Китай