Дефицит инвестиций поставил под угрозу восстановление экономики Украины
Проблемы банков и отсутствие структурных реформ подрывают перспективы бизнесаВладимир Лемперт, основатель компании «Спецтехоснастка» в городе Каменское (бывший Днепродзержинск) в Днепропетровской области, с гордостью демонстрирует свое производство: на одном конвейере штампуются пластиковые детали для автомобильной промышленности (их используют в машинах Land Rover, BMW, Volkswagen), в другом цеху на импортных станках выпускаются из пластика контейнеры для продуктов питания, строительной и медицинской отраслей.
Казалось бы, редкий случай успешного бизнеса на Украине. Но не все так гладко. Объем выпуска и прибыль компании приближаются к уровню 2014 г., когда в результате присоединения Крыма к России и вооруженных столкновений на востоке Украины произошел резкий спад экономической активности. Лемперт хочет расширять производство, но не может найти на это денег. «Мы бы могли увеличить производство вдвое, для этого нужен новый конвейер, но сейчас нам приходится отказываться от заказов», – объясняет Лемперт.
Проблемы «Спецтехоснастки» вызваны теми же причинами, что и проблемы украинской экономики в целом. Внутреннее финансирование получить тяжело, а внешнего не хватает.
В 2014-2015 гг. украинская экономика пережила 17%-ный спад. В IV квартале 2016 г. она разогналась до 4,8% в годовом выражении, но в 2017 г. рост составил лишь 2% – ниже, чем в мире и в среднем по ЕС. Украина может «обогнать» даже Молдову, став самой бедной страной в Европе по ВВП на душу населения, предупреждает Андерс Ослунд, экономист американского аналитического центра «Атлантический совет».
Главная причина замедления экономики – недостаток инвестиций. Помимо тлеющего конфликта на востоке страны инвесторов отталкивают проблемы в банковской сфере. Кроме того, правительство не спешит проводить необходимые реформы в экономике и обеспечить верховенство закона.
Инвестиции составляют 15% ВВП Украины, а для обеспечения экономического роста на 6-7% в год необходимо 25% ВВП, объясняет советник премьер-министра Украины, бывший министр финансов Словакии Иван Миклош. Он называет три главных источника инвестиций: государственное финансирование, кредиты и, самое главное, прямые иностранные инвестиции, которые невозможны без верховенства права и приватизации.
В результате реформы, проведенной Центробанком Украины, в стране осталось 86 банков вместо 180 в 2014 г. Но и у оставшихся банков доля проблемных кредитов высока, а новые они если и выдают, то под двузначные проценты. Курс гривны в последнее время снова стал снижаться, и банки особенно неохотно предоставляют займы импортерам оборудования и сырья.
Борясь с неожиданно ускорившейся инфляцией, ЦБ в январе повысил базовую процентную ставку с 14,5 до 16%. Эта мера еще больше усугубила опасения производителей. «Вся промышленность в долгах. Банки вообще не хотят кредитовать бизнес, тем более под приемлемый процент. Главная проблема – уже давно не война и не коррупция, а отсутствие доступного кредитования», – жалуется Лемперт.
У немногочисленных иностранных инвесторов, которым доступны дешевые кредиты, дела идут лучше, чем у местных предпринимателей. В двух часах езды от завода Лемперта находится крупнейший на Украине металлургический комбинат «Криворожсталь» (сейчас – «Арселормиттал Кривой Рог»). В 2005 г. ArcelorMittal купила его почти за $5 млрд, а сегодня наращивает производственные мощности и повышает энергоэффективность за счет использования возобновляемых источников энергии. В целом ArcelorMittal инвестировала на Украине $9 млрд, говорит генеральный директор «Арселормиттал Кривой Рог» Парамжит Калон.
Калон рассказывает, с какими трудностями сталкиваются иностранные инвесторы на Украине. Компании-конкуренты, принадлежащие украинским олигархам, или чиновники (нередко они действуют заодно) используют все средства, чтобы вытеснить компанию с ее позиций на рынке. По его словам, они пользуются ресурсами неправительственных организаций, профсоюзов, организуют протестные марши, необоснованно обвиняют «Арселормиттал» в загрязнении окружающей среды. «Они постоянно вставляют нам палки в колеса, а потом приходит человек и говорит: у вас нет выбора и нужно делать то-то и то-то. Даже после таких крупных инвестиций к нам все равно не проявляют никакого уважения», – сетует Калон. Кроме того, говорит он, необходимо активно бороться с коррупцией в высших эшелонах власти и провести реформу судебной системы, чтобы справедливо разрешать споры между компаниями.
Есть и более удачные примеры. В Никополе канадская Refraction Asset Management построила солнечную электростанцию за 10,5 млн евро. Это первое реальное иностранное вложение с царских времен, утверждают власти города. По словам президента Refraction Михаила Юрковича, планируются и другие проекты.
И все же для обеспечения экономического роста этих инвестиций очень мало. Совокупный объем прямых иностранных инвестиций на Украине составляет $71 млрд, а у соседней Польши – $236 млрд. «Как можно привлечь иностранных инвесторов, если они видят, в каких тяжелых условиях сегодня находится бизнес на Украине», – говорит Лемперт. Конкуренты предлагали купить его компанию по бросовой цене, но он отказался: «Почему я должен продавать то, во что вкладываю все свои силы уже 30 лет?».
Перевела Варвара Подругина