Трамп хочет потратить на инфраструктуру уже $1,5 трлн
Но финансирование амбициозного плана остается под вопросомПрезидент США Дональд Трамп в ежегодном послании конгрессу напомнил о своем обещании восстановить инфраструктуру страны. Он хочет инвестировать в нее $1,5 трлн в течение 10 лет и упростить выдачу разрешений на новые проекты. Как именно он собирается финансировать такую программу на фоне роста бюджетного дефицита, он не уточнил. Раньше он предлагал потратить на нее $1 трлн.
Обновление инфраструктуры было одним из основных предвыборных обещаний Трампа. Но в прошлом году усилия Белого дома были направлены в первую очередь на отмену реформы здравоохранения Барака Обамы (попытка закончилась неудачно) и проведение налоговой реформы (одобрена конгрессом в декабре). Теперь Трамп дал понять, что одним из его приоритетов становится инфраструктура. Ожидается, что Белый дом представит свой план в ближайшие недели.
Небоскреб Empire State Building был построен всего за год, а сейчас, чтобы получить разрешения на строительство обыкновенной дороги, нужно несколько лет, пожаловался Трамп. «Я прошу обе партии объединиться, чтобы дать нам безопасную, быструю, надежную и современную инфраструктуру, в которой нуждается наша экономика и которую заслуживает наш народ», – заявил он, призывая строить по всей стране новые дороги, мосты, шоссе, железные дороги и водные пути.
Его администрация предлагала выделить на это около $200 млрд в течение 10 лет. С помощью бюджетных средств Трамп намерен стимулировать расходы местных органов власти и привлечь частный сектор к инвестициям в инфраструктуру, а также устранить бюрократические препятствия.
Республиканцы и демократы согласны с необходимостью увеличить вложения в инфраструктуру. Американское общество инженеров-строителей (ASCE) оценивает их нехватку в течение 10 лет в $2 трлн.
Но откуда взять деньги, не ясно. Торговая палата США предлагала для привлечения средств повысить акциз на $0,25 за галлон (3,79 л) в течение пяти лет. Но конгресс не готов идти на такой рискованный с политической точки зрения шаг. «Власти могут работать над тем, чтобы стимулировать частные инвестиции и ускорить выдачу разрешений на строительство инфраструктуры. Но в конечном счете конгресс должен найти способ в долгосрочной перспективе поддержать федеральные целевые фонды, финансирующие расходы на автомагистрали, материковые водные пути и порты», – отмечает Майкл Бурк из лоббистской организации Business Roundtable.
Из-за налоговой реформы бюджетный дефицит США может достичь $1 трлн уже в 2019 г. Демократы боятся, что администрация в итоге просто будет брать средства из других инфраструктурных программ, чтобы федеральные инвестиции достигли запланированных Трампом $200 млрд. Также они сомневаются, что партнерство с частным сектором принесет желаемый республиканцами результат. Частные вложения в инфраструктуру за последнее десятилетие почти не превышали $10 млрд в год.
Кроме того, демократы скептично относятся к перспективам сотрудничества двух партий для решения инфраструктурных проблем. Из-за снижения налогов для корпораций и миллиардеров у государства «не осталось денег» на образование, инфраструктуру и другие необходимые цели, заявила после выступления Трампа сенатор-демократ от штата Массачусетс Элизабет Уоррен.
Перевел Алексей Невельский