Российское оружие и долг избежали новых санкций
США пока не объявили о новых мерах помимо «кремлевского доклада»Власти США не стали вводить дополнительные санкции против российских производителей вооружений и не сообщили пока свое мнение о возможных ограничениях на операции с российскими облигациями и акциями.
Согласно принятому в августе закону «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, CAATS) 29 января министерство финансов США должно было представить конгрессу два доклада: со списком высокопоставленных чиновников и бизнесменов, близких к российской власти, а также оценку последствий возможного введения ограничений на операции с российским публичным долгом и акциями. Кроме того, госдепартамент должен был наложить санкции на тех, кто хочет вести существенный бизнес с оборонным и разведывательным секторами России, против которых ранее уже были введены санкции. Закон был принят в качестве ответа на действия России, которые в США считают вмешательством в ход президентских выборов 2016 г.
Незадолго до полуночи минфин США опубликовал так называемый «кремлевский доклад», в который включил по формальному признаку высокопоставленных российских чиновников и руководителей Госдумы и Совета Федерации, а также бизнесменов с состоянием от $1 млрд из списка Forbes. О докладе касательно ограничений на операции с российскими ценными бумагами пока ничего не известно. Минфин заявлений по нему не делал (о нем лишь упоминается в «кремлевском докладе»), сообщений о его содержании в СМИ нет. Похоже, он отложен до пятницы, пишут в отчете аналитики ING. Между тем ограничения на операции с российским госдолгом могут иметь серьезные последствия: так, около трети ОФЗ принадлежит иностранным инвесторам.
Госдеп же не стал вводить новых санкций, поскольку, по его мнению, уже действующие начали оказывать сдерживающее влияние на бизнес российских оборонных компаний. «Мы сегодня проинформировали конгресс, что закон [CAATS] и его реализация уже сдерживают продажи российских вооружений, – говорится в заявлении пресс-секретаря госдепартамента Хизер Ноэрт, распространенном поздно вечером в понедельник. – По нашим оценкам, после введения закона в действие иностранные правительства отказались от запланированных или объявленных сделок по приобретению российского оружия на несколько миллиардов долларов».
В прошлом году поставки российских вооружений превысили $14 млрд (примерно на уровне 2016 г). Объем вновь заключенных контрактов за весь год не объявлялся, но в июле на авиасалоне в Ле-Бурже гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев заявил, что с начала года заключено контрактов на $8 млрд.
При этом, по словам чиновника, близкого к Минобороны России, после принятия закона CAATSA американские дипломаты в ряде стран, планирующих закупить российское вооружение, проводили работу по давлению на соответствующих чиновников, разъясняя им закон и угрожая разными карами в случае закупок у России. На практике существование этого закона действительно осложнило работу по продажам российских вооружений в сравнении с ранее принятыми санкциями, и теперь все больше речь идет об оплате с помощью бартерных схем и валют, отличных от доллара и валют союзников США, а также о транспортировке товаров на судах под российскими флагами.
В то же время США пока так и не удалось пока добиться отказа Турции и Саудовской Аравии от беспрецедентных контрактов по поставке зенитно-ракетных систем С-400, заключенных с Россией уже после принятия закона CAATSA, отмечает собеседник «Ведомостей».
Крупные сделки занимают много времени, поэтому лучше подождать, прежде чем вводить дополнительные санкции, заявила в понедельник Ноэрт. «С этой точки зрения, если закон работает, не стоит накладывать санкции на отдельные организации или лица, поскольку законодательство уже фактически действует как сдерживающее средство», – добавила она.
Такая позиция не устроила критиков Белого дома среди американских политиков. «Я сыт по горло ожиданиями, когда же эта администрация защитит нашу страну и выборы», – заявил демократ Элиот Энджел, высокопоставленный член комитета по международным отношениям палаты представителей. «Госдепартамент заявляет, что простая угроза санкций будет сдерживать агрессивное поведение России. Как вы будете сдерживать нападение, произошедшее два года назад, и другое, которое уже ведется? Это просто бессмысленно», – цитирует его заявление Reuters.