Штрафы за нарушения ПДД пойдут только на дороги

Минтранс готов лишить губернаторов свободы выбора
Сейчас штрафы поступают в бюджет региона, а руководители субъектов  Федерации всего лишь вправе самостоятельно принимать решение о  зачислении штрафов в полном объеме в дорожные фонды
Сейчас штрафы поступают в бюджет региона, а руководители субъектов Федерации всего лишь вправе самостоятельно принимать решение о зачислении штрафов в полном объеме в дорожные фонды / Евгений Разумный / Ведомости

В понедельник комиссия правительства России по законопроектной деятельности рассмотрит подготовленный Министерством транспорта законопроект о поправках в Бюджетный кодекс в части формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов, следует из повестки заседания правительственной комиссии («Ведомости» ознакомились с этим документом).

Если поправки будут приняты, то штрафы, взимаемые с автомобилистов и пешеходов за нарушение правил дорожного движения, будут целевым образом направляться в дорожные фонды субъектов Российской Федерации. Как предлагают авторы законопроекта, новый порядок должен вступить в силу с 1 января 2019 г. Сейчас эти штрафы поступают в бюджет региона, а руководители субъектов Федерации всего лишь вправе самостоятельно принимать решение о зачислении штрафов в полном объеме в дорожные фонды. Но законопроект предлагает лишить губернаторов свободы выбора и сделать такое перечисление обязательным.

Предложение законодательно закрепить перечисление штрафов за нарушение правил дорожного движения в дорожные фонды регионов еще в марте 2016 г. поддержал президент Владимир Путин. Тогда же министр транспорта Максим Соколов предложил внести в Бюджетный кодекс поправки, согласно которым дорожные фонды должны пополняться и за счет «иных доходов», в том числе штрафов за нарушение правил дорожного движения. «Конечно же, было бы целесообразно рассмотреть вопрос об использовании средств от штрафов в целях увеличения расходов исключительно или приоритетно на ликвидацию очагов аварийности на региональных дорогах за счет строительства пешеходных переходов, пересечений автодорог, в том числе развязок и путепроводов над железнодорожными путями», – пояснил министр (цитата по «Интерфаксу»). Соколов также обещал, что в этом законопроекте регионам будет дана рекомендация направлять все акцизы и сбор от транспортного налога в дорожные фонды на мероприятия по обустройству магистралей и повышению безопасности движения. Наряду с этим в Минтрансе призывали исключить практику изъятия средств из региональных дорожных фондов на другие цели, не связанные с дорогами.

Основная проблема в том, что региональные власти кровно заинтересованы в увеличении сборов денег с автомобилистов, так как с их помощью закрываются дыры в местных бюджетах, объясняет руководитель движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Это приводит к тому, что во многих регионах даже появился план по штрафам – например, в Москве в 2017 г. был спрогнозирован рост поступлений от штрафов на 28 млрд руб., рассказывает эксперт. «Сейчас эти деньги идут в общий котел и тратятся на что угодно, в том числе и на фестивали зимнего мороженого. Если же они будут идти в дорожный фонд, то это уменьшит – хотя и не сведет к нулю – мотивацию местных властей к постоянному увеличению поборов», – считает Шкуматов.

Сейчас штрафы поступают в бюджет региона, а руководители субъектов  Федерации всего лишь вправе самостоятельно принимать решение о  зачислении штрафов в полном объеме в дорожные фонды