Власти Венесуэлы пытаются спасти экономику с помощью криптовалюты

Идея Petro противоречит базовым принципам криптовалют, скептичны наблюдатели
Идеи Николаса Мадуро о будущем Венесуэлы становятся все более виртуальными
Идеи Николаса Мадуро о будущем Венесуэлы становятся все более виртуальными / Ariana Cubillos / AP

Президент Венесуэлы Николас Мадуро в декабре объявил о планах создать национальную криптовалюту Petro в надежде, что это позволит стране стать финансово независимой и обойти санкции США. Предполагается, что Каракас выпустит 100 млн Petro, каждый из которых будет обеспечен баррелем нефти. Уже создано ведомство, которое должно следить за реализацией плана, и любой желающий торговать Petro должен зарегистрироваться у властей к 21 января.

Но экономисты и оппозиционеры скептично относятся к жизнеспособности плана и тому, что он поможет решить проблемы страны. Франсиско Мональди, эксперт по нефтяной отрасли из исследовательского центра Baker Institute, и вовсе считает план смешным. «Криптовалюта, которая вовсе даже и не “крипто”, обеcпеченная еще не добытыми резервами, выпускаемая правительством, находящимся на грани дефолта и не имеющим долларов», – перечисляет он особенности Petro.

Теоретически при нынешних ценах на нефть 100 млн Petro позволят привлечь около $6 млрд. Это помогло бы Венесуэле выплатить иностранным инвесторам две трети долга по облигациям, которые должны быть погашены в этом году. Но Мональди считает, что Каракас «значительно завышает» оценку своих нефтяных резервов и игнорирует тот факт, что их добыча будет трудной и дорогой. Нефтяному сектору страны не хватает инвестиций и ноу-хау, поэтому нефтедобыча сейчас находится на минимальном уровне с 1980-х гг. «Нужно инвестировать хотя бы $8 млрд, чтобы добывать эти резервы по 200 000 баррелей в день. Кто это сделает?» – говорит Мональди.

Нефтяной распад

Среднедневная нефтедобыча в Венесуэле упала в декабре 2017 г. на 216 000 баррелей до 1,6 млн баррелей, сообщила в четверг ОПЕК со ссылкой на данные правительства страны. Падение длится 15 месяцев подряд, а за весь 2017 год составило 29% (649 000 баррелей в день). Это едва ли не крупнейшая катастрофа в новейшей истории мирового нефтяного сектора. Добыча в России из-за распада СССР сократилась на 23%, таким же было ее падение в Ираке после вторжения США, по данным ОПЕК и BP Statistical Review. «В Венесуэле нет войны, нет забастовки, но то, что осталось от нефтяной отрасли, разваливается уже само по себе», – сказал The Wall Street Journal Эваньян Ромеро, бывший директор госкомпании PDVSA. К концу 2018 г. добыча сократится до 1,3 млн баррелей в день, считает Франсиско Мональди. А экспорт нефти сократится на $3 млрд до $26,5, по оценке брокерской компании Torino Capital; в 2012 г. он был $93 млрд.

Легитимность Petro тоже под вопросом. Национальная ассамблея, которую контролирует оппозиция, объявила ее незаконной валютой. Неизвестно, признают ли ее платежным средством иностранные правительства и финансовые организации. Кроме того, создание Petro противоречит идее биткойна и других криптовалют, поскольку за ней стоит правительство. «Это не криптовалюта, а инструмент для форвардной продажи нефти Венесуэлы. Он идеально подходит для коррупции», – говорит депутат Хорхе Мильян.

Изначально многие жители Венесуэлы надеялись, что смогут самостоятельно заниматься майнингом Petro, как это возможно с биткойнами. Благодаря госсубсидиям электроэнергия в стране почти бесплатная, поэтому майнинг криптовалют там очень популярен. Майнеры зарабатывают тысячи долларов в месяц в стране, где многие страдают от голода, инфляция, по данным Национальной ассамблеи, достигла в прошлом году 2600%, а безработица, по оценке МВФ, превысила 26%. ВВП за последние четыре года сократился примерно на 40%.

Но, как заявил недавно в телеинтервью Карлос Варгас, возглавляющий ведомство по созданию национальной криптовалюты, майнинг Petro будет происходить «заранее». То есть правительство будет создавать и контролировать валюту, а затем продавать ее «похожим на аукцион» способом.

Безудержная инфляция заставляет венесуэльцев искать альтернативы рухнувшему боливару. В Каракасе люди ищут в грязных водах реки металлолом, чтобы обменять его на еду. Чиновники пытались убедить фармацевтические компании принимать в качестве платы бриллианты, золото и другие драгоценные металлы. Некоторые жители Венесуэлы пытаются выиграть в компьютерных играх виртуальное золото, чтобы потом продать его другим игрокам за биткойны или валюту.

Petro вряд ли поможет Венесуэле решить ее проблемы, считает директор местной консалтинговой компании Ecoanalitica Алехандро Грисанти. По его мнению, Petro просто станет «еще одним способом брать долг, чтобы финансировать коррупцию».

Перевели Алексей Невельский и Михаил Оверченко