Рост госсектора не помог ближневосточным экономикам
МВФ призывает местных нефтепроизводителей сократить его, чтобы увеличить занятость и капиталовложенияПопытки экспортеров нефти с Ближнего Востока и из Северной Африки снизить безработицу за счет раздувания госсектора почти полностью провалились, утверждает МВФ. Его рост не помог улучшить качество образования и здравоохранения, но привел к сокращению расходов, стимулирующих экономический рост.
Затраты на зарплаты бюджетникам на Ближнем Востоке и в Северной Африке одни из самых высоких в мире, отмечает Джихад Азур, директор департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ. «[Реформы необходимы], чтобы увеличить возможности для фискальных маневров, повысить качество госуслуг и улучшить условия для экономического роста, сократив разницу в зарплатах в государственном и частном секторах», – говорит Азур. Также он предлагает увеличить инвестиции в инфраструктуру.
Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки правительства выступают в роли главного работодателя, утверждает МВФ. Работа в госсекторе является формой социальной поддержки и зачастую способом перераспределения благосостояния. Кроме того, предполагалось, что эти рабочие места снизят безработицу и связанные с ней социальные и политические волнения.
Но МВФ не обнаружил корреляции между занятостью в госсекторе и уровнем безработицы. Так, в Египте, Иордании и Тунисе она высока, несмотря на большое число бюджетников, а в Бахрейне и Афганистане низка, хотя госсектор невелик. Вместо того чтобы создавать новые рабочие места, раздутый госсектор, по-видимому, ограничивает рост занятости в частном. Результаты исследования МВФ позволяют предположить, что если в домохозяйствах кто-то имеет высокооплачиваемую и надежную работу в госсекторе, то другие члены семьи, особенно женщины и молодые люди, работают реже.
По данным МВФ, наиболее высока доля бюджетников в Ираке и Йемене – в среднем 27,4% от общего числа занятых. Но если исключить иностранных работников, то лидерами будут Кувейт (84%), Катар (79%), Саудовская Аравия (66%) и Бахрейн (41%). В целом же в развивающихся странах в госсекторе работает только 8,9% сотрудников.
Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки зарплаты в госсекторе значительно выше, чем в частном. Например, в Кувейте – в среднем на 245%, в Бахрейне – на 229%, а в Катаре и Саудовской Аравии – более чем на 150%. Хотя в Египте, Иордании и большинстве стран Центральной Азии бюджетники, наоборот, зарабатывают меньше работников из частного сектора.
Затраты стран Ближнего Востока и Северной Африки на зарплаты в госсекторе росли в 2002–2016 гг., в частности в Ираке и Йемене – с 10 до 17,7% ВВП. В результате в 2016 г. экспортеры нефти с Ближнего Востока тратили на это 34,2% госсредств, на социальные выплаты – 4,6%, на капитальные инвестиции – 22,3%.
Высокие затраты на бюджетников мешают стимулировать экономику с помощью капиталовложений, считает МВФ. Примером служит Тунис. После «арабской весны» новое правительство резко увеличило занятость в госсекторе и повысило зарплату, при том что производительность труда снизилась на 10%. На зарплаты бюджетникам Тунис тратит теперь почти 40% госрасходов. Попытки правительства сократить их и найти средства для инвестиций в инфраструктуру вызвали в январе протесты.
Перевел Алексей Невельский