Условия дотаций регионам будут ужесточены
Им придется отменять неэффективные налоговые льготы и сокращать расходыНовые правила предоставления дотаций во вторник опубликовало правительство, они касаются дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2018–2020 гг. на них приходится более 40% трансферта из федерального бюджета, или около 2 трлн руб. Половину помощи получат лишь 13 регионов, больше всего – Дагестан.
Чтобы получить дотацию, региону придется до августа 2018 г. оценить эффективность налоговых льгот, отчитаться о них Минфину и до сентября включить неэффективные в план отмены, решило правительство. Еще одно условие – увеличение налоговых и неналоговых доходов за год, инвестиций, а также числа работников в малом и среднем бизнесе. Безработица в регионах, претендующих на помощь, должна сократиться.
Отчитываться в Минфин о льготах региону придется каждый квартал. А тем регионам, в доходах которых доля дотаций последние три года превышала 40%, – еще и об исполнении бюджета, иначе помощь будет снижена на 5%. Если же регион не подпишет соглашение, дотации для него будут на следующий год сокращены на 10%.
Примеров неэффективных льгот много, рассказывал партнер налоговой и таможенной практики Dentons Василий Марков, прежде всего те, которые играют роль подарка, а не стимула. В нескольких регионах подать заявку на льготу можно, только профинансировав все инвестиции, знает он, и какой смысл в льготе, если компания уже все построила? Некоторые регионы сокращали налог на прибыль всем компаниям (например, Пермский край на 4,5 процентного пункта), но не стали центром притяжения для бизнеса – зато долг вырос, сетует старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин.
Чтобы оценить льготы, Минфин предлагал разделить их на стимулирующие (например, пониженная ставка), социальные и оптимизирующие бюджетные потоки (для госучреждений). Большая часть приходится на стимулирующие – 70%, 8% – на социальные и 22% – на оптимизирующие. Последние Минфин предлагает отменить, социальные – включать в расходы модельного бюджета региона (учитывать как расходы), а для стимулирующих – ввести оценку эффективности. Если за пять лет доходы от льготы не превысили потерь, она неэффективна: при расчете дотации такие расходы приниматься во внимание не будут. Регион может ее сохранить, но помощь сократится, объяснял федеральный чиновник.
Жесткие правила дотаций нужны, говорит Редькин, но вводить дополнительные условия неправильно, федеральный центр обязан выравнивать бюджеты разных регионов. Ключевая же проблема – федеральные льготы по налогам, уверена Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики: без их снижения проблему выпадающих доходов регионов решить нельзя.