У государства все больше вопросов к рынку концессий
Число судебных процессов растет, интерес инвесторов снижаетсяВ этом году число судебных споров по концессиям выросло до 140 со 127 в прошлом, подсчитало адвокатское бюро «Качкин и партнеры» на основе судебной статистики. Почти все претензии возникают на этапе конкурса, отмечает партнер бюро Денис Качкин, а не из-за качества выполненных работ.
Чаще всего в суд идет концедент (45%), но самые болезненные – претензии Федеральной антимонопольной службы (ФАС, 10% исков), указывает Качкин. Как правило, ФАС реагирует на жалобы участников конкурса, а не является инициатором спора, говорит замруководителя ведомства Рачик Петросян.
Отреагировав на одну из них и отменив итоги конкурса на строительство дороги Стерлитамак – Магнитогорск, ФАС взбудоражила рынок концессий. Под ударом оказались все концессии с полной компенсацией из бюджета – антимонопольная служба сочла, что такие соглашения лишь маскируют госзакупки. За развитием «башкирского дела», которое закончилось поражением ФАС, следил весь рынок концессий. Банки придерживали проекты, в которых 100% расходов планировалось возмещать за счет платы концедента, вспоминает руководитель российской практики государственно-частного партнерства (ГЧП) юрфирмы Dentons Владимир Клинкаров. «В мае один инвестор отказался от проекта ЖКХ в Хабаровске, другой – от строительства школ в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), был и небольшой мост в Волгограде – строители хотели просить плату концедента, но из-за больших рисков им рекомендовали отложить проект или сделать по госзаказу», – приводит примеры управляющий партнер компании «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова.
Заставило инвесторов нервничать и дело о строительстве в ХМАО полигона твердых бытовых отходов, следует из исследования, – возник спор, может ли квалификация участников конкурса подтверждаться опытом их владельцев. Этот процесс антимонопольная служба также проиграла. А по проекту «Обход Одинцова» арбитражный суд подтвердил право концессионера на минимальную гарантированную доходность. С госкомпании «Автодор» (отвечает за платные дороги), задержавшей оформление земли, суд взыскал 2,6 млрд руб. в пользу «Главной дороги», построившей дорогу. Но в апелляции решение было отменено – теперь по существу его будет рассматривать третейский суд.
У судов нет единой позиции, пишут юристы «Качкин и партнеры». Если суд отменяет итоги конкурса, инвестору зачастую приходится полностью пересчитывать финансовую модель проекта, говорит независимый юрист Илья Скрипников: сдвигаются сроки соглашения с банками, стройка начинается позже, растет стоимость денег. Из-за таких рисков инвесторы осторожнее вкладывают деньги или отменяют запланированные проекты, считают два консультанта.
В этом году рынок концессий попал в ножницы и стагнирует, считает исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров Светлана Бик: спрос на обновление инфраструктуры растет, но доля эффективных конкурсов стремительно снижается. В прошлом году регионы планировали передать в концессию 6000 объектов, в 2017 г. – вдвое больше, но количество объявленных конкурсов за год сократилось на треть – с 1836 до 1138, при этом каждый второй конкурс свыше 1 млрд руб. не дошел до конца, отмечает она. Снижается и интерес пенсионных фондов – в этом году концессионные облигации были выпущены на 6,63 млрд руб., в прошлом – на 17,5 млрд руб., приводит данные Бик.
Необходимо принять поправки в законодательство – иначе по мере роста претензий сторон ситуация будет ухудшаться, говорит Петросян. Перевод конкурсов в электронную форму, установление четких критериев должны помочь рынку, считает он. Нужно более четко урегулировать плату концедента в законодательстве, предлагает партнер компании You & Partners Евгения Зусман. Снизить риски могло бы и появление единого регулятора, который был бы готов отстаивать интересы рынка, говорили ранее «Ведомостям» консультанты. Сейчас на эту роль претендуют Минфин и Минэкономразвития, рассказывали федеральные чиновники. Как минимум нужна единая государственная политика в сфере концессий, указывает Бик.