Центробанк опросит россиян, хорошо ли они его понимают

Регулятор не рассчитывает, что его сообщения понятны даже четверти населения
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина / Андрей Гордеев / Ведомости

«Если вам показалось, что я выразился достаточно ясно, вы неверно меня поняли», – говорил Алан Гринспэн, более 18 лет возглавлявший ФРС. Тем не менее еще при Гринспэне федрезерв стал существенно более открытым. Быть менее загадочными и более понятными стремятся и другие центробанки. Российский не исключение.

Со следующего года ЦБ планирует опрашивать население, насколько понятны его сообщения, рассказал «Ведомостям» директор департамента денежно-кредитной политики Игорь Дмитриев. Как можно больше россиян должны понимать, что низкая инфляция – это не падение цен в магазинах, а их медленный рост, знать, что такое цель регулятора по инфляции вблизи 4%, и верить этому прогнозу, убежден он. На полное понимание ЦБ не рассчитывает: в Великобритании сигналы регулятора понимают 25% граждан, в России таких будет меньше.

Пока, судя по январскому опросу ИнФОМа, многие россияне не знают, чем занимается ЦБ. 18% считают, что банковским регулированием и надзором, 11% – что он управляет финансами и экономикой страны, 3% заявили, что ЦБ занимается финансовыми махинациями и отмыванием денег. Отдельные респонденты предположили, что ЦБ «собирает налоги», «помогает населению» и что Центробанк – это подразделение Сбербанка.

Информационную политику ЦБ начал пересматривать, когда в 2014 г. перешел к инфляционному таргетированию: регулярно проводит пресс-конференции, комментирует в СМИ, встречается с органами власти, бизнесом, инвесторами, научным сообществом, перечисляет Дмитриев. Коммуникация регулятора изменилась полностью, согласен экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков. Давно известно о «самосбывающемся прогнозе»: когда большая часть населения ждет кризиса, люди начинают к нему «готовиться» – меньше потреблять и больше сберегать, рассуждает Сергей Дубинин, возглавлявший ЦБ в 1995–1998 гг., в итоге экономика может прийти к той самой рецессии, на которую «настроилась». Поэтому так важно, чтобы люди понимали решения ЦБ и верили, что инфляция снижается не только «на бумаге», говорит он. Но пока россияне не верят, что цель по инфляции достигнута: в ноябре инфляционные ожидания составили 8,7%, и это несмотря на «перевыполнение» плана – замедление роста цен до 2,5%.

Нужно добиваться, чтобы ожидания населения по инфляции снижались и были устойчивыми – не «скакали» вслед за резкими колебаниями курса рубля и цен, говорит Дмитриев. По оценке председателя ФРС Джанет Йеллен, нужно минимум три года на то, чтобы уровень инфляции закрепился в ожиданиях населения.

Плохо знакомы с ЦБ не только люди, но и бизнес. Многие компании в регионах не знают о существовании прогнозов ЦБ, не говоря уже о том, чтобы закладывать их в бизнес-планы, признает Дмитриев. В основном в планы на будущий год закладывают цены года уходящего, отмечает он. Влияние прогнозов ЦБ на прогнозы компаний часто зависит от их размера. Например, «Юнигрэйн» (Тюменская обл., производство муки и хлопьев) анализирует цены в прошлые периоды и тенденции в отрасли, говорит гендиректор компании Евгений Пасечник. А «Мегафон», по словам его представителя, прогнозы ЦБ учитывает.

Спор не для публики

Осенью и министр финансов Антон Силуанов, и министр экономического развития Максим Орешкин говорили, что у ЦБ есть возможность быстрее снижать ставку. Ценность таких публичных заявлений неочевидна, считает Дмитриев: отголоски внутренних обсуждений публика может понимать как сигнал, которого на самом деле не было. В России власти чаще выходят к публике с единой позицией, а компромисс ищут в закрытом режиме – видимо, в этот раз не удалось, рассуждает Дубинин. Представители Минфина и Минэкономразвития не ответили на запросы «Ведомостей».

ЦБ разрабатывает индикатор инфляционных ожиданий еще и бизнеса, говорит Дмитриев. Каждый месяц регулятор опрашивает более 13 000 компаний, как изменятся цены на их продукцию в ближайшие три месяца. Если ЦБ будет публиковать такой индикатор, то лучше с подробностями об ожиданиях отраслей, говорит Исаков.

Бизнес хотел бы, чтобы ЦБ публиковал еще и прогноз изменения ставок в экономике, отмечает руководитель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. На него можно ориентироваться, планируя ставки по кредитам, согласен Пасечник. ЦБ такие прогнозы делает, но пока не публикует, рассказывает Дмитриев: их могут воспринять как обещание и, если оно не сбудется, доверие к регулятору начнет падать. Несколько центробанков – Норвегии, Новой Зеландии, Швеции – публикуют такие прогнозы, возможно, и ЦБ найдет подходящую форму, продолжает он. Можно публиковать прогнозы с оговоркой о событиях, из-за которых реальные ставки могут не совпасть с прогнозом, предлагает Аксаков.

Открытость начала приходить на смену «загадочности» центробанков в начале 1990-х гг. Например, ФРС США стала первой после каждого заседания объявлять о цели по ключевой ставке, рассказывал главный экономист Банка Англии Энди Халдейн, позже Банк Японии начал сигнализировать рынку о своих планах, а ЕЦБ публикует протоколы заседаний только с 2015 г. Эксперты уже задаются вопросом, делает ли «общительность» регулятора его политику более прогнозируемой. В Восточной Европе она, напротив, снизила точность прогнозов аналитиков, признавал в исследовании Нацбанк Швейцарии. Излишняя открытость может усиливать неопределенность, согласен Дмитриев.

Пока даже аналитики не до конца понимают ЦБ – снижения в декабре ставки на 50 б. п. до 7,75% не ожидал ни один из 33 опрошенных Bloomberg экономистов. Рынок привык, что ЦБ корректирует его ожидания, и воспринял молчание как подтверждение правоты, говорит Исаков. Последний комментарий ЦБ запутывает, добавляет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: до нейтральной денежно-кредитной политики осталось снизить ставку всего на 75 б. п. и регулятор мог бы намекнуть, возьмет ли паузу или продолжит снижение. Но он не сделал никаких намеков. Рынок же, судя по прогнозам, ждет паузы.