Налоговая реформа в США увеличит неравенство

И лишь ненадолго поможет экономике
Бедные заплатят за богатых
Бедные заплатят за богатых / Lae C. Hong / AP

Многие аналитики сомневаются в способности налоговой реформы республиканцев серьезно помочь экономике США. Сейчас благоприятный для республиканцев момент. Уже два квартала подряд годовой рост ВВП – не менее 3%, и Федеральный резервный банк Атланты прогнозирует, что в IV квартале 2017 г. он достигнет 3,5%. Поэтому у республиканцев есть возможность назвать восстановление экономики своей заслугой и заявить, что налоговая реформа будет способствовать ее росту, чтобы улучшить свои перспективы на выборах в конгресс в 2018 г.

Но им также придется взять на себя ответственность за увеличение бюджетного дефицита. По прогнозам Комитета за ответственный федеральный бюджет (CRFB), из-за реформы он может превысить $1 трлн уже в 2019 г. Нерешенными могут остаться долгосрочные проблемы, связанные с ростом госдолга и неравенства.

Сенат и палата представителей должны согласовать свои версии законопроекта, чтобы успеть представить реформу президенту Дональду Трампу к концу года. Вероятность ее принятия растет, но экономисты улучшают лишь краткосрочные прогнозы роста ВВП. По оценкам аналитика Goldman Sachs Алекса Филлипса, налоговые поступления сократятся примерно на 0,6% ВВП в 2018 г. и 1,1% в 2019 г., что обеспечит ускорение роста экономики по 0,3 п. п. Уже в 2020 г. снижение налоговой нагрузки перестанет стимулировать экономику, утверждает Филлипс.

Главным достоинством реформы Белый дом называет снижение налогов для населения и на доходы корпораций с 35 до 20%, что должно привести к росту инвестиций и зарплат. Дополнительным стимулом увеличить инвестиции в 2018 г. станет возможность предъявить капитальные затраты за этот год к вычету, исходя из ставки налога на прибыль 35%, а заплатить налог позже уже по 20%, отмечает Скотти Гринберг из Tax Foundation. По его словам, в краткосрочной перспективе это принесет «большую выгоду».

В долгосрочной перспективе последствия налоговой реформы не столь однозначны. Как утверждает Джейсон Фурман, возглавлявший комитет экономических советников при Бараке Обаме, увеличение долга начнет мешать экономическому росту после 2018 г. Фурман поддерживает проведение благоприятной для бизнеса реформы, но подчеркивает необходимость гарантий, что она не приведет к росту бюджетного дефицита и возникновению новых налоговых лазеек.

По мнению экономиста Кента Сметтерса, работавшего в администрации Джорджа Буша, в долгосрочной перспективе влияние реформы на экономику будет незначительным, а госдолг увеличится. По его оценкам, реформа ускорит экономический рост максимум на 0,1 п. п. в год в течение 10 лет: «Это не сильное ускорение».

Аналитики отмечали, что предложения республиканцев будут выгодны прежде всего богатым, в чьих руках сосредоточены акции корпораций. По оценкам Tax Policy Center, через 10 лет на долю 1% наиболее состоятельных американцев будет приходиться более 60% выгоды, так как к тому времени налоговая нагрузка на богатых снизится, на средний класс – почти не изменится, а на людей с низким доходом – немного возрастет.

«Я думаю, что [реформа] не принесет существенную выгоду, но серьезно обострит проблему неравенства», – говорит Билл Клайн из Института мировой экономики Питерсона. Он прогнозирует, что увеличение бюджетного дефицита в ближайшие 10 лет заставит правительство задуматься о сокращении социальных выплат, что еще сильнее ударит по бедным.

Перевел Алексей Невельский